Статистика

НОВОСТИ

«К нашему юбилею!»

К 75-летнему юбилею со дня образования отдела социального обеспечения Тувинского областного исполкома (образован решением I сессии Областного Совета депутатов трудящихся от 1 ноября 1944 г.).

История пенсионного обеспечения в Туве
Система государственного пенсионного обеспечения в ТНР сформировалась в начале 40-х годов ХХ столетия с созданием Министерства социального обеспечения.
В Тувинской Народной Республике военнослужащие, как и в России, находились в особом привилегированном положении. 22 октября 1942 года Президиумом Малого Хурала ТНР был утвержден Закон об обязательной военной службе, где в одном из положений закона указано, что все военнообязанные, призванные на учебный сбор в Армию обеспечиваются на время сбора натуральным довольствием за счет государства. Рабочие и служащие, призванные на учебный сбор сохраняют за время сбора место работы или занимаемую должность и получают по месту работы половину своего среднего заработка. Денежное довольствие, получаемое военнослужащими и военнообязанными от Армии, освобождается от обложения всеми налогами и сборами.
Пенсионное обеспечение того времени и в России и в Туве
распространялось лишь на достаточно узкий круг служивших людей – военных и гражданских, имевших заслуги перед Отечеством. Постепенно данная социальная услуга стала охватывать все более широкий круг лиц и категорий граждан.
Первым документом, регламентирующим основы государственного пенсионного обеспечения, стало Положение «О социальном страховании ТНР», утвержденное Президиумом Малого Хурала ТНР 25 мая 1943 года.
В общей части Положения о социальном страховании был определен круг лиц, на который распространялось социальное страхование. В их число вошли работающие по найму вне зависимости от того заняты ли они в государственных, кооперативных, общественных и акционерных предприятиях и организациях или у частных лиц.
В Положении были установлены виды социального страхования, к которым, в частности, были отнесены: выдача пенсий по инвалидности и старости, выдача пенсии в случае потери кормильца членам его семьи, выдача пособий на погребение граждан.
Пенсии по старости назначались рабочим и служащим вне зависимости от их состояния здоровья, и, следовательно, без медицинского освидетельствования при наличии следующих данных:
а) мужчинам по достижении 60-летнего возраста при условии, если они проработали по найму не менее 20 лет;
б) женщинам по достижении 55 лет при условии, если они проработали по найму не менее 15 лет.
Пенсии по старости назначались пожизненно и выплачивались в размере 50 % от средней зарплаты за последние 12 месяцев работы или службы. Если заработок рабочего или служащего превышал 100 акша в месяц, то пенсия по старости исчислялась из заработка 100 акша. Здесь надо отметить, что выплата пенсий в национальной валюте ТНР – акша – производилась до 1944 г., после этого времени выплата производилась в советских рублях. Пенсионерам, продолжающим работать после назначения пенсии по старости, эта пенсия выплачивалась независимо от их заработка.
Право на пенсию зависело от продолжительности трудового стажа, т.е. от продолжительности стажа работы по найму в ТНР, кроме случаев трудового увечья и профессионального заболевания.
Служба в Народно-революционной армии засчитывалась в трудовой стаж: лицам начальствующего состава во всех случаях, а лицам рядового состава, если они до поступления на военную службу работали по найму. Трудовой стаж устанавливался на основании записей в трудовой книжке.
Для проведения социального страхования учреждения, предприятия организации и частные лица, пользующиеся наемным трудом, ежемесячно не позднее 5 числа каждого месяца вносили страховые взносы на соответствующий счет ЦК Профсоюза ТНР, который полностью осуществлял руководство и практическое проведение социального страхования в ТНР.
При этом страховые взносы устанавливались в процентном отношении к выплачиваемой заработной плате в следующих размерах:
а) для учреждений, состоящих на государственном и местном бюджете – 4%
б) для всех остальных учреждений, предприятий и общественных организаций – 5%
в) для частных организаций и лиц – 6%.
В Примечании Положения также указывается, что страховые взносы в какой-либо мере, в каком-либо виде перенесению на счет рабочих и служащих путем вычета из их заработной платы или путем уменьшений их зарплаты – не подлежат.
После добровольного вхождения Тувинской Народной Республики пенсионное обеспечение стало всеобщим, поскольку право на получение пенсии приобрела подавляющая часть населения.
В соответствии с Конституцией СССР все граждане имели право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Это право реализовывалось путем общего социального обеспечения рабочих, служащих и колхозников пособиями по временной нетрудоспособности и выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю утери кормильца; а также другими формами социального обеспечения.
Действовавшая в СССР система пенсионного обеспечения, функционировала в рамках социального обеспечения и социального страхования, которая предусматривала не только выплаты пенсий и пособий различных видов, но и различные формы социального, медицинского, санаторно-курортного обслуживания трудящихся, содержание и обслуживание престарелых и нетрудоспособных.
В 1945 году Министерство социального обеспечения ТНР было преобразовано в областной отдел социального обеспечения. Главными задачами отдела стали: организация работы, осуществление контроля за назначением пенсий и пособий, пересмотр решений комиссий по назначению пенсий, и комиссий по назначению государственных пособий по назначению государственных пособий многодетным и одиноким матерям. Организация и осуществление контроля за материально-бытовым обслуживанием персональных пенсионеров, выдача пенсионных книжек лицам, которым установлены персональные пенсии местного значения и выплачиваются пенсии в установленном порядке. По свидетельству ветеранов соцобеспечения, ранее все пенсии начислялись в Красноярске, в Промстрахсовете, позднее их передали в ведение областного отдела социального обеспечения.
В 1962 году в связи с преобразованием Тувинской автономной области в Тувинскую АССР областной отдел социального обеспечения был преобразован в Министерство социального обеспечения Тувинской АССР. Приоритетная задача ведомства осталась прежней – пенсионное обеспечение граждан.
В 1964 г. принят Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов, который предусматривал с 1965 г. выход на пенсию для мужчин с 65 лет и для женщин с 60 лет. В 1968 г. колхозники получили право на пенсию по старости с такого же возраста, как рабочие и служащие.
До этого времени области и республики, в т.ч. и Тува (1961 г.), руководствовались Положением о порядке назначения и выплаты пенсий и пособий колхозникам. Указанный документ помогал правлениям колхозов, кассам общественной взаимопомощи в колхозах, органам сельского хозяйства навести соответствующий порядок в пенсионном обеспечении колхозников. Согласно Положению, разработанному областным отделом социального обеспечения, «размеры пенсий, пособий и другие показатели могли быть установлены для каждого района, а может быть и колхоза отдельно с учетом экономии колхозов района». Выплата пенсий и пособий обеспечивалась колхозом за счет средств фонда выделяемого колхозом в соответствии с уставом сельхозартели и средств, выделяемых на эти цели кассой общественной взаимопомощи колхозников.
Кроме этого, производилась выплата персональных пенсий. Они назначались в индивидуальном порядке специальными комиссиями при органах исполнительной власти. Персональные пенсионеры были союзного, республиканского и местного значения. Персональные пенсии получали крупные ученые, Герои Советского Союза и Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы; люди, внесшие какой-либо значимый вклад в развитие отрасли. В Туве персональными пенсионерами становились участники Великой Отечественной войны, награжденные орденами и медалями, а также участники трудового фронта, люди, внесшие личный вклад в победу.
По данным Министерства социального обеспечения Тувинской АССР, количество получателей пенсий в республике в 1981 г. составляло – 39 314 чел. Из них по возрасту – 14 879, по инвалидности – 3 740, инвалидов из числа военнослужащих и их семьей – 927. В их число также вошли получатели колхозных пенсий – 2889. Количество персональных пенсионеров составило 565 человек, из них 400 – пенсионеры местного значения, 133 – республиканского, 32 – союзного значения. Среднемесячный размер пенсии в 1981 году составлял – 60 рублей. В течение 4 лет ее размер вырос на 10%, и в 1984 году пенсия уже равнялась 66 рублям.
Интересен тот факт, что в 1984 году в Туве число получателей пенсий значительно увеличилось по сравнению с 1981 г. Если в 1981 г. их насчитывалось 39 314 человек, то в 1984 г. число пенсионеров составило уже 44 802 чел. Стало больше получателей пенсии по возрасту – с 16172 до 16668 соответственно.

Министерство труда и социальной политики Республики Тыва © 2016
Яндекс.Метрика