О внесении изменений в государственную программу Республики Тыва «Труд и занятость на 2017-2019 годы»

Скачать документ

ПРОЕКТ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от «___» _______2017 г.                                                                                                                                                             № ___

 

 

О внесении изменений в государственную программу Республики Тыва

«Труд и занятость на 2017-2019 годы»

 

Правительство Республики Тыва ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

  1. Внести в государственную программу Республики Тыва «Труд и занятость на 2017-2019 годы», утвержденную постановлением Правительства Республики Тыва от 17 ноября 2016 г. № 479 (далее – Программа), следующие изменения:

1) в паспорте Программы:

в позиции «Объемы бюджетных ассигнований Программы» цифры «917820,3» заменить цифрами «908008,32»,

за 2017 год цифры  «305940,1» заменить цифрами «296128,12», цифры «577835,7» заменить цифрами «568169,1», цифры «192611,9» заменить цифрами «182945,3», цифры «278184,6» заменить цифрами «278039,22»,  цифры «92728,2» заменить цифрами «92582,82», цифры «18550,8» заменить цифрами «18405,42», цифры «6183,6» заменить цифрами «6038,22»;

2) в разделе IV:

цифры «917820,3» заменить цифрами «908008,32»,

за 2017 год цифры «305940,1» заменить цифрами «296128,12», цифры «577835,7» заменить цифрами «568169,1», цифры «192611,9» заменить цифрами «182945,3», цифры «278184,6» заменить цифрами «278039,22», цифры «92728,2» заменить цифрами «92582,82», цифры «18550,8» заменить цифрами «18405,42», цифры «6183,6» заменить цифрами «6038,22»;

3) в разделе V  изложить в следующей редакции:

 

«V. Трудовые ресурсы

 

Решение задач Программы зависит от состояния и эффективного использования трудовых ресурсов.

Уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва, ответственным за реализацию мероприятий Программы, является Министерство труда и социальной политики Республики Тыва.

Всего в рамках Программы планируется создать в республике 17534 рабочих места, из них в 2017 г. – 5220 чел., 2018 г. – 6157 чел., 2019 г. – 6157 чел.,

в том числе за счет:

оказания содействия в трудоустройстве 25 многодетным родителям на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места, в том числе 2017 г. – 7 чел., 2018 г. – 9 чел., 2019 г. – 9 чел.;

профессиональное обучение выпускников образовательных организаций – 114 чел., в том числе 2017 г. – 38 чел., 2018 г. – 38 чел., 2019 г. – 38 чел.;

содействия самозанятости безработных граждан и стимулирования создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан – 105 чел., в том числе 2017 г. – 35 чел., 2018 г. – 35 чел., 2019 г. – 35 чел.;

временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет – 4800 чел., в том числе  2017 г. – 1600 чел., 2018 г. – 1600 чел., 2019 г. – 1600 чел.;

временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе выпускников образовательных организаций в возрасте от 18 до 19 лет включительно, имеющих среднее профессиональное образование – 4650 чел, в том числе 2017 г. – 1550 чел., 2018 г. – 1550 чел., 2019 г. – 1550 чел.;

общественных работ – 7840 тыс. человек, в том числе 2017 г. – 1990 чел., 2018 г. –2925 чел., 2019 г. – 2925 чел.;

4) в подпрограмме 2 «Снижение напряженности на рынке труда»

а) в паспорте:

в позиции «Объемы бюджетных ассигнований Подпрограммы»  цифры «35943,7» заменить цифрами «18405,42», цифры «6183,6» заменить цифрами «6038,3», цифры «14516,9» заменить цифрами «6183,6», цифры «15243,2» заменить цифрами «6183,6»;

в позиции «Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы» цифры «373» заменить цифрами «163», цифры «52» заменить цифрами «25», цифры «19» заменить цифрой «7», цифры «21» заменить цифрой «9», цифры «22» заменить цифрой «9», цифры «209» заменить цифрами «105», цифры «92» заменить цифрами «35», цифры «96» заменить цифрами «35», цифры «101» заменить цифрами «35».

б) в разделе IV цифры «35943,7» заменить цифрами «18405,42», цифры «6183,6» заменить цифрами «6038,22», цифры «14516,9» заменить цифрами «6183,6», цифры «15243,2» заменить цифрами «6183,6»;

в)  в разделе VI:

дополнить абзацем третьим следующего содержания:

«Содействие трудоустройству многодетных родителей на рабочие места будет осуществляться работодателями всех форм собственности, в том числе местными товаропроизводителями, получателями государственной поддержки в рамках реализации республиканского проекта “Одно село – один продукт”, индивидуальными предпринимателями.»;

дополнить абзацем пятым следующего содержания:

«Критериями отбора являются:

наличие технико-экономического обоснования избранного вида деятельности (бизнес-проекта) в краткосрочной перспективе (до одного года);

прирост поступлений в бюджеты всех уровней налоговых платежей и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

обеспечение уровня оплаты труда работников не ниже среднего размера заработной платы на малых предприятиях, осуществляющих соответствующий вид экономической деятельности, и не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Республике Тыва за последний отчетный квартал;

создание дополнительных рабочих мест для безработных граждан, состоящих на учете в органах занятости, и социально незащищенных групп населения.

К участию в отборе допускаются безработные граждане при соблюдении следующих условий:

регистрация в установленном Законом Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» порядке в качестве безработного или завершение гражданином профессионального обучения или завершение дополнительного профессионального образования по направлению центра занятости;

достижение безработным гражданином возраста 18 лет;

согласие безработного гражданина на осуществление проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления финансовой помощи центром занятости населения и министерством.»;

5) в подпрограмме 3 «Содействие занятости населения»

а) в паспорте:

в позиции «Объемы бюджетных ассигнований Подпрограммы»  цифры «69486,2» заменить цифрами «49318,1», цифры «26297,5» заменить цифрами «16872,7», цифры «27616,0» заменить цифрами «16872,7»;

б) в разделе IV «69486,2» заменить цифрами «49318,1», цифры «26297,5» заменить цифрами «16872,7», цифры «27616,0» заменить цифрами «16872,7»;

в подпрограмме 4 «Обеспечение социальной поддержки безработных граждан»:

а) в паспорте:

в позиции «Объемы бюджетных ассигнований Подпрограммы» цифры «571861,3» заменить цифрами «568169,1», цифры «192611,9» заменить цифрами «182945,3»;

б) в разделе IV  цифры «571861,3» заменить цифрами «568169,1», цифры «192611,9» заменить цифрами «182945,3»;

 

  1. дополнить подпрограммой 6 «Сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве» следующего содержания:

 

«ПАСПОРТ

подпрограммы 6 «Сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве» государственной программы Республики Тыва «Труд и занятость на 2017-2019 годы»

Государственный заказчик – координатор Подпрограммы Министерство труда и социальной политики Республики Тыва
Государственный заказчик Подпрограммы Министерство труда и социальной политики Республики Тыва
Ответственный исполнитель Подпрограммы Министерство труда и социальной политики Республики Тыва
Соисполнители Подпрограммы исполнительные органы государственной власти Республики Тыва, органы местного самоуправления, работодатели
Участники Подпрограммы подведомственные Министерству труда и социальной политики Республики Тыва государственные казенные учреждения – центры занятости населения кожуунов, гг. Кызыла и Ак-Довурака
Цели Подпрограммы предоставление инвалидам гарантий трудовой занятости
Цели и задачи Подпрограммы сопровождаемое содействие занятости инвалидов молодого возраста
Целевые индикаторы и показатели Подпрограммы показатель 3.1 «Повышение уровня информированности инвалидов о возможностях содействия занятости»:

2017 год – 95 %;

2018 год – 96 %;

показатель 3.2 «Доля выпускников из числа инвалидов трудоустроенных после окончания образовательных организаций»:

2017 год – 50 %;

2018 год – 55 %;

показатель 3.3 «Доля выпускников из числа инвалидов, охваченных мероприятиями сопровождаемого содействия инвалидов»:

2017 год – 100 %;

2018 год – 100 %

Этапы и сроки реализации Подпрограммы 2017 – 2019 годы
Объемы бюджетных ассигнований Подпрограммы Объем финансирования Подпрограммы может быть уточнен в порядке, установленном законом о республиканском бюджете Республики Тыва на соответствующий финансовый год, исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Тыва
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы

 

достижение доли трудоустроенных инвалидов в общем количестве инвалидов, нуждающихся в трудоустройстве 14%».
  1. Обоснование проблемы, анализ ее исходного состояния

 

В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией в 2012 году, гражданам должна быть оказана помощь в поиске, получении, сохранении и возобновлении работы, обеспечении разумного приспособления рабочего места с учетом индивидуальных потребностей инвалидов. Помощь в трудоустройстве в силу имеющихся у инвалидов ограничений жизнедеятельности должна быть индивидуализированной и предоставляться конкретными лицами.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов, их образования и занятости направлена на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, в том числе права на труд.

В целях создания полного портрета инвалидов, выявления их потребности и возможности в трудоустройстве, открытии собственного дела, с 2012 года ежегодно проводится мониторинг потребности незанятых инвалидов трудоспособного возраста в трудоустройстве, открытии собственного дела, в рамках которого осуществляется выборочный опрос незанятых инвалидов трудоспособного возраста.

По результатам мониторинга 2016 года потребность в трудоустройстве незанятых инвалидов трудоспособного возраста составляет 50% опрошенных инвалидов, из них высшее профессиональное образование имеют 8,4%, начальное и среднее профессиональное образование – 38,7%, изъявили желание пройти профессиональное обучение 11,7% инвалидов, хотели бы открыть собственное дело – 4,2%.

Вместе с тем подобрать подходящие варианты работы для трудоустройства инвалидов сложнее, чем для других граждан, так как для осуществления трудовых функций инвалидам, которые не в состоянии конкурировать с работниками, не имеющими ограничений в трудовой деятельности, требуется оборудование (оснащение) рабочих мест, в том числе специальных, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения рабочего места и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Многие работодатели, способные принять на работу инвалидов, особенно в сфере малого предпринимательства, испытывают потребность в дополнительных инвестициях на приобретение оборудования (оснащения) рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Содействие трудоустройству незанятых инвалидов необходимо для повышения уровня занятости, рационального использования трудовых ресурсов, стимулирования экономической активности и создания условий для интеграции инвалидов в трудовую деятельность.

По данным Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда по Республике Тыва на 01.09.2017 в Республике Тыва зарегистрировано 23592 инвалида, в том числе I гр. – 1198 инвалидов или 5,1%,

II гр. – 5293 или 22,4%, III гр. – 6135 или 26%).

По состоянию на 01.09.2017 14488 инвалидов находятся в трудоспособном возрасте, из них работают 1870 человек, численность неработающих инвалидов составляет 12618 человек или 87,1% от численности инвалидов в трудоспособном возрасте, доля работающих инвалидов составляет 12,9% в общей численности инвалидов трудоспособного возраста.

В поисках подходящей работы в органы службы занятости в 2016 году обратились 409 инвалидов, за 8 месяцев 2017 года – 307 инвалидов.

В 2016 году трудоустроены 254 инвалида, доля трудоустроенных инвалидов в общей численности инвалидов, обратившихся в органы службы занятости, составила 62,1%. В 2017 году трудоустроены 243 инвалида, доля трудоустроенных инвалидов в общей численности инвалидов, обратившихся в органы службы занятости, составила 79,1%.

По прогнозным оценкам в 2017, 2018 годах в органы службы занятости обратятся около 500 инвалидов ежегодно.

Доля образовательных организаций среднего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по Государственной программе Республики Тыва «Развитие образования и науки на период 2014-2020 годы», к концу 2017 года составит 12% (при плане 2016 года – 6,5%). Показатель изменен за счет участия в мероприятиях Федеральной целевой программы развития образования по модернизации региональных программ среднего профессионального образования по приоритетному направлению подготовки кадров «Дорожное строительство» на базе Кызылского транспортного техникума.

В 2017 году организации профессионального образования окончили 68 выпускников из числа инвалидов, в том числе: по программам высшего образования – выпускников не имеется, по программам среднего профессионального образования – 68 выпускников.  После получения профессионального образования трудоустроено 21 выпускников или 30,8%, 32 выпускника продолжили свое обучение, 6 выпускниц находится в декретном отпуске по уходу за ребенком, 9 выпускников не работают.

Проблема трудоустройства инвалидов молодого возраста, в том числе выпускников профессиональных образовательных организаций Республики Тыва из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – выпускники-сироты) и детей-инвалидов является актуальной, в связи с тем, что на территории Республики Тыва имеется напряженная ситуация, когда на одно вакантное место претендует 20 безработных граждан. Одной из основных проблем при трудоустройстве выпускников-инвалидов является то, что большинство работодателей не стремятся взять на себя ответственность за дальнейшее сопровождение такого выпускника, недостаточно мотивированы, чтобы предложить адекватные условия труда, которые не повлияют негативно на здоровье и дальнейшее развитие специалиста с особыми потребностями.

Возможным вариантом решения проблемы трудоустройства еще до ее возникновения может быть договор о подготовке специалистов по целевым заявкам государственных и муниципальных органов управления, по гарантийным письмам предприятий и организаций. Такая форма сотрудничества позволит вести подготовку специалистов для конкретного предприятия или организации на конкретное рабочее место, дать определенные гарантии трудоустройства будущему выпускнику после окончания профессиональной образовательной организации.

 

  1. Основные цели, задачи и этапы реализации Программы

 

Целью подпрограммы является предоставление инвалидам молодого возраста гарантий трудовой занятости.

Достижение поставленной цели осуществляется посредством решения следующей задачи: сопровождаемое содействие занятости инвалидов молодого возраста.

Подпрограмма будет реализоваться в течение 2017-2019 гг.

 

  • Система (перечень) программных мероприятий

 

№ п/п Наименование мероприятий Ответственный Сроки
 

1

Совместно с органами социальной защиты, образования, учреждений медико-социальной экспертизы составить анализ ситуации с занятостью инвалидов и принять меры по завершению персонифицированного учета потребностей инвалидов трудоспособного возраста в трудоустройстве Директора центров занятости населения кожуунов, гг. Кызыла и Ак-Довурака (далее – директора ЦЗН) 4 квартал 2017 г.
2 Внести изменения и дополнения в постановление Правительства Республики Тыва от 1 ноября 2010 года № 464 “Об установлении

предприятиям, учреждениям и организациям Республики Тыва минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов”

Консультант отдела содействия занятости, директор ЦЗН г. Кызыла 2018 г.
3 Организовывать проведение совещаний с участием общественных организаций и других совещательных органов и структур (женсоветы, советы отцов и др.) по вопросам занятости инвалидов Консультант отдела содействия занятости, директор ЦЗН г. Кызыла Ноябрь 2017,

1 раз в полугодие

4 Производить обмен с образовательными организациями с целью отслеживания выпускников из числа инвалидов Консультант отдела содействия занятости, директора ЦЗН 2017-2019 годы
5 Организация обучения инвалидов новым профессиям, зарезервированных работодателями Консультант отдела содействия занятости, директора ЦЗН 2017-2020 годы
6 Провести опрос каждого неработающего инвалида о причинах не трудоустройства, имеют ли желание работать, занятость в неформальном секторе, о профессии, специальности, направлении подготовки, если студент, об увлечениях (хобби), о желании получить дополнительное образование (с указанием направлений, о требованиях к будущей работе. Консультант отдела содействия занятости, директора ЦЗН 2 полугодие 2017 года

 

  1. Обоснование финансовых и материальных затрат

 

Финансовые затраты на реализацию подпрограммы будут осуществляться из республиканского бюджета Республики Тыва в рамках подпрограмм  «Снижение напряженности на рынке труда», «Содействие занятости населения».

Объем финансирования Подпрограммы может быть уточнен в порядке, установленном законом о республиканском бюджете Республики Тыва на соответствующий финансовый год, исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Тыва.

 

  1. Трудовые ресурсы

 

Создание новых рабочих мест предполагается  в рамках подпрограммы «Снижение напряженности на рынке труда» через участие инвалидов в конкурсном отборе бизнес-планов. В связи с тем, что в конкурсе принимают участие незначительное количество инвалидов, то предполагается поддержать в год от 1 до 3 инвалидов для открытия ими предпринимательской деятельности.

 

  1. Механизм реализации Подпрограммы

 

Контроль за ходом реализации подпрограммы осуществляется Министерством труда и социальной политики Республики Тыва, которым определяются формы и методы организации управления реализацией подпрограммы.

Ответственность за реализацию подпрограммы  и достижение конечных результатов, эффективное использование средств, выделяемых из республиканского бюджета на ее выполнение, несет Министерство труда и социальной политики Республики Тыва.

Министерство труда и социальной политики Республики Тыва ежегодно подготавливает информацию о ходе реализации подпрограммы за предыдущий год, включая оценку значений целевых индикаторов и показателей эффективности реализации подпрограммы, и направляет ее:

в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;

в Федеральную службу по труду и занятости

 

VII. Оценка социально-экономической эффективности и

экологических последствий от реализации программных заданий.

 

  1. Приложение № 1 к Программе изложить в следующей редакции:

 

 

 

«Приложение N 1

к государственной программе

Республики Тыва “Труд и

занятость на 2017 – 2019 годы”

 

ОБЪЕМ

ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

РЕСПУБЛИКИ ТЫВА “ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ НА 2017 – 2019 ГОДЫ”

Список изменяющих документов

(в ред. постановлений Правительства РТ

от 30.03.2017 N 126, от 06.07.2017 N 316)

 

(тыс. рублей)

Наименование подпрограмм и мероприятий Источники финансирования в том числе по годам:
2017 г. 2018 г. 2019 г.
1. Подпрограмма 1 “Улучшение условий и охраны труда в Республике Тыва” итого по подпрограмме 21200,0 21200,0 21200,0
республиканский бюджет 600,0 600,0 600,0
внебюджетные средства 20600,0 20600,0 20600,0
1.1. организация проведения специальной оценки условий труда в организациях республики республиканский бюджет 330,0 330,0 330,0
внебюджетные средства работодателей 700,0 700,0 700,0
1.2. финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний внебюджетные средства ГУ – Региональное отделение ФСС РФ по Республике Тыва 19100,0 19100,0 19100,0
1.3. проведение медицинского осмотра республиканский бюджет 150,0 150,0 150,0
внебюджетные средства работодателей 500,0 500,0 500,0
1.4. организация обучения и дополнительного профессионального образования по охране труда внебюджетные средства работодателей 300,0 300,0 300,0
республиканский бюджет 10,0 10,0 10,0
1.5. организация и проведение семинаров-совещаний, “круглых столов” и других мероприятий по вопросам охраны труда республиканский бюджет 10,0 10,0 10,0
1.6. организация и проведение конкурсов по охране труда республиканский бюджет 100,0 100,0 100,0
2. Подпрограмма 2 “Снижение напряженности на рынке труда” итого по подпрограмме (республиканский бюджет) 6038,22 6183,6 6183,6
2.1. содействие в трудоустройстве родителей, воспитывающих детей-инвалидов, и многодетных родителей республиканский бюджет 782,04 1052,7 1052,7
2.2. профессиональное обучение выпускников образовательных организаций, в том числе молодых инвалидов республиканский бюджет 1000,0 1000,0 1000,0
2.3. содействие самозанятости безработных граждан, в том числе из числа инвалидов республиканский бюджет 4035,68 3910,4 3910,4
2.4. участие безработных граждан в Международном движении WorldSkills International и чемпионате “Абилимпикс” республиканский бюджет 220,5 220,5 220,5
3. Подпрограмма 3 “Содействие занятости населения” итого по подпрограмме (республиканский бюджет) 15572,7 16872,7 16872,7
3.1. организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время республиканский бюджет 2044,5 2044,5 2044,5
3.2. организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест республиканский бюджет 433,6 433,6 433,6
3.3. информирование населения и работодателей о положении на рынке труда республиканский бюджет 102,9 102,9 102,9
3.4. организация проведения оплачиваемых общественных работ республиканский бюджет 2063,9 3363,9 4363,9
3.5. организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы республиканский бюджет 1680,6 1680,6 1680,6
3.6. социальная адаптация безработных граждан на рынке труда республиканский бюджет 73,5 73,5 73,5
3.7. оказание содействия самозанятости безработных граждан республиканский бюджет 133 133 133
3.8. организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые республиканский бюджет 154,5 154,5 154,5
3.9. профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан республиканский бюджет 7436,0 7436,0 7436,0
3.10. дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет республиканский бюджет 942 942 942
3.11. организация профессиональной ориентации граждан республиканский бюджет 334,2 334,2 334,2
3.12. содействие безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по направлению органов службы занятости республиканский бюджет 174 174 174
4. Подпрограмма 4 “Обеспечение социальной поддержки безработных граждан” итого по подпрограмме (федеральный бюджет) 182945,3 192611,9 192611,9
4.1. пособие по безработице федеральный бюджет 168145,3 174811,9 174811,9
4.2. стипендия в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости федеральный бюджет 3000 7000 7000
4.3. пенсия, назначенная по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно федеральный бюджет 9800 6800 6800
4.4. оплата услуг почтовой связи по доставке пособий по безработице, стипендий и материальной помощи, оплата банковских услуг по выплате пособий по безработице, стипендий и материальной помощи федеральный бюджет 2000 4000 4000
5. Подпрограмма 5 “Обеспечение деятельности центров занятости населения” итого по подпрограмме (республиканский бюджет) 70371,9 68071,9 68071,9
мероприятия, направленные на осуществление центрами занятости населения переданных полномочий в сфере занятости населения республиканский бюджет 70371,9 68071,9 68071,9
6. Подпрограмма «Сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве» 0 1000,0 1000,0
Всего 296128,12 305940,1 305940,

 

  1. Разместить настоящее постановление на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 

 

 

Глава Республики Тыва                                                                                                                                                          Ш.Кара-оол

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

телефон доверия
телефон доверия
Для детей, подростков и их родителей
8·800·2000·122