В Туве социальную помощь ориентируют на самых нуждающихся
Власти Тувы намерены пересчитать малоимущее население республики по степени его нуждаемости, чтобы ориентировать социальную политику на тех, кому поддержка государства действительно необходима. Для этого Минтруд РТ силами сотрудников своих центров планирует провести в 2017 году исследование численности малоимущих жителей. Данная работа станет одним из ключевых приоритетов социальных служб Тувы на текущий год и позволит, кроме усиления адресности поддержки и определения её видов, установить достоверную картину бедности в регионе.
Как сообщила министр труда и социальной политики Тувы Людмила Тас-оол, переход от принципа категориальности к критериям адресности и нуждаемости получателей социальной помощи инициирован федеральным правительством. Пока показатель нуждаемости в целом по стране не определен, регионы должны установить его самостоятельно с учетом возможностей своего бюджета и общего уровня жизни. Предполагается, что критерий нуждаемости будет отличаться от величины ПМ, а количество семей, которым выплачиваются детские пособия, сократится. Если регионы откажутся учитывать принцип нуждаемости, они не получат дополнительных федеральных субсидий.
В ходе исследования планируется выделить беднейшие слои населения из общей численности жителей республики, доходы которых официально признаны на уровне или ниже прожиточного минимума. Малоимущих, а это, по данным Минтруда РТ, около 27 тысяч семей, оценят, в частности, по величине их фактического месячного дохода относительно прожиточного минимума. Они будут дифференцированы на 5 групп – от тех, у кого этот доход составляет 100 % прожиточного минимума, или 10 016 рублей, до тех, кто живет на четверть минимума (2,5 тысячи рублей) и менее.
«Исследования такого рода не предпринимались пока ни в Туве, ни в целом по России. По закону сегодня к бедным относят всех, у кого доход меньше установленного государством прожиточного минимума. Соответственным образом распределяется и социальная поддержка: без привязки к фактическим доходам малоимущих и учета жизненных обстоятельств каждой семьи. Но бедный бедному рознь. Поэтому мы должны дойти до каждого из нуждающихся и посмотреть, кому мы обязаны увеличить размер помощи, а кто может без нее обойтись», – пояснила Людмила Тас-оол.
Разделение малоимущих граждан по глубине бедности необходимо не только для более четкой адресации социальной поддержки и оптимизации соответствующих расходов бюджета. В Минтруде РТ считают, что оно поможет также определить, кто из сегодняшних малоимущих считается бедным лишь по формальным признакам и, по сути, не имеет оснований требовать от государства безвозмездной помощи.
«Есть случаи, когда чабан, имеющий хозяйство в 100 с лишним голов скота, не зарегистрирован как предприниматель, числится безработным и получает пособие наравне с городским безработным, у которого нет ни дачи, ни подворья. Разумеется, это две несравнимые жизненные ситуации, и мы обязаны такие факты вскрывать», – считает министр.
О масштабах мнимой безработицы свидетельствуют итоги деятельности Минтруда РТ по легализации неформальной занятости в экономике. Так, только за два последних года проведенными проверками в Туве было выявлено более 8 тысяч работников, которые трудятся без заключения официальных договоров и имеют доходы выше прожиточного минимума. При этом у многих семьи считаются малоимущими и пользуются гарантированными государством социальными льготами.
Во многом именно этим объясняется высокий уровень расходов регионального бюджета на поддержку нуждающимся семьям. Так, в 2016 году на эти цели было потрачено около 1,3 млрд. рублей, или более 10 % всего бюджета Тувы. Однако, несмотря на увеличение объемов социальной помощи, количество малоимущих семей в республике не только не снижается, но и год от года растёт.
«Существующая практика социальной поддержки, к сожалению, больше плодит иждивенчество, чем помогает людям выбраться из нищеты. Новые принципы оценки бедности позволят не просто перераспределить социальные расходы в пользу увеличения пособий реально нуждающимся семьям, но и выработать механизмы и формы такой поддержки, при которой человек смог бы преодолеть нужду, найти работу, отрыть свой бизнес, завести хозяйство или хотя бы огород», – уверена Людмила Тас-оол.
Тува, по ее мнению, уже наработала хороший опыт в этом направлении. В частности, несколько лет подряд в республике реализуются такие проекты, как «Социальный картофель», «Корова-кормилица», «Социальный уголь», «Кыштаг для молодой семьи» и другие, инициированные Главой республики Шолбаном Кара-оолом. Только по линии проекта «Корова-кормилица» своим подворьем обзавелись более 300 малоимущих семей, еще 105 стали начинающими фермерами, получив от республики в дар по 200 голов овцематок.
«Здесь работает принцип давать нуждающимся удочку, а не рыбу. Это и есть тот самый подход, с помощью которого мы действительно сможем постепенно снижать численность бедных», – убеждена министр.