НОВОСТИ

К 30-летию Службы занятости Республики Тыва

История создания, становления и развития службы занятости населения
Республики Тыва

В России, как и везде, всегда существовала необходимость найма рабочей силы и, в то же время, предложение рабочих рук, следовательно, появилась потребность в организации, регулирующей этот процесс.
В 1901 году в Москве Хитровским попечительством о бедных была создана первая «Морозовская биржа труда». Она обеспечивала хоть какой-то работой выходцев из деревни, сезонных работников, городскую бедноту.
В августе 1917 года был принят первый закон «О биржах труда».
Биржи труда открывались в населенных пунктах с населением не менее 50 тыс. человек. Всего в 1917 году в России открылись 42 биржи. На бирже труда осуществляли регистрацию спроса и предложения рабочей силы, оказывали посреднические услуги по найму, вели статистику и систематизацию сведений о рынке труда.
В итоге во второй половине 1918 года спрос и предложение на рынке труда почти уравновесились.
После революции в январе 1918 года Советское правительство обнародовало новый закон о биржах труда, который предусматривал создание Всероссийского центра бирж труда, учреждение Совета бирж и проведение их съездов.
В мае 1918 года состоялся 1-й Всероссийский съезд комиссаров труда и страховых касс. Биржи труда превратились в органы профессионального рабочего движения, действовали в интересах рабочих организаций.
К тому времени маятник трудовой конъюнктуры качнулся на повышение спроса на рабочую силу. Поэтому были введены экономические санкции в отношении «отказников»: запрещение безработным отказываться от направления на работу и лишение права на пособие льгот по социальному страхованию.
Первая советская Конституция 1918 года объявила труд обязанностью всех граждан и провозгласила лозунг: «Не трудящийся, да не ест».
В декабре 1918 года был принят Кодекс законов о труде, который установил не только обязанность трудиться, но и впервые – право на труд.
Так же была введена трудовая повинность для всех граждан от 16 до 50 лет.
Безработным считался трудящийся, зарегистрированный в местных отделах распределения рабочей силы, не имевший работы по своей специальности. Все они получали пособия из фонда для безработных в полном размере заработка в соответствии их специальности и квалификации.
Для проведения трудовой повинности и борьбы с трудовым дезертирством был образован Главный комитет по всеобщей трудовой повинности во главе с Феликсом Дзержинским.
В конце 1918 года уже действовала сеть из 238 бирж труда, кроме того создано было 100 местных отделений бирж труда.
Февраль 1920года – начало организации политики трудового фронта: решение вопросов организации рабочей силы военными методами, создание комтрудов и кварткомиструдов, которые организовывали принуждение населения к выполнению объявленных повинностей, поимку и задержание уклоняющихся от них, военные органы отвечали за организацию трудового использования частей Красной Армии, массовая трудовая мобилизация граждан 1886-1888 годов рождения для работы на военных заводах и путях.
1921 год – Народные комиссариаты труда приступили к демонтажу административно – репрессивного механизма принуждения к труду.
1922 год – принятие кодекса законов о труде, новая политика занятости в условиях НЭПа, отменена трудовая мобилизация и повинность.
В октябре 1930 года из Москвы пришло распоряжение «… в виду огромного недостатка рабочей силы, прекратить выплату пособия по безработице».
Последними советскими безработными были подростки 1912-1913 годов рождения, которых посылали на работу биржи труда.
Объявлено 7 ноября 1930 года о полной ликвидации безработицы в СССР.
В СССР работу по организации трудоустройства населения проводили Государственные комитеты союзных республик по труду, отделы трудовых ресурсов исполнительных комитетов Советов народных депутатов. Они занимались вопросами организованного набора рабочих на важнейшие предприятия страны, всесоюзные комсомольские стройки, обеспечивали трудовыми ресурсами отрасли народного хозяйства и проводили сельскохозяйственное переселение семей.
Функции указанных структур во многом совпадали с тем, что в настоящее время выполняют органы службы занятости. Они явились предшественниками государственной службы занятости населения.
Такова предыстория создания службы занятости населения.
Только через 60 лет, после распада Советского Союза, в сложных условиях переходного периода развития российской экономики 90-х годов, началось возрождение рынка труда.
Проблема занятости и безработицы приобрела первостепенное значение с началом перехода к рыночной экономике и быстрым ростом безработицы.
Возникла острая необходимость регулировать спрос и предложение на рабочую силу, противостоять безработице, обеспечивать конституционные права российских граждан на труд и социальную защиту от безработицы, т.е. осуществлять государственную политику в области занятости населения.
В январе 1991 года принято Постановление Верховного Совета СССР «О введении в действие Основ законодательства Союза ССР и союзных республик «О занятости населения». В нем впервые появилось понятие о государственной службе занятости, а 6 мая 1991 года утверждено Примерное положение о государственной службе занятости.
19 апреля 1991 года для реализации государственной политики занятости населения Верховный Совет РСФСР принял Закон Российской Федерации N- 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения.
Началось создание государственной службы занятости по всей стране.
В мае 1991 года образован Государственный комитет РСФСР по занятости населения.
Кабинет Министров СССР 1 июня 1991 года образовал внебюджетный Государственный фонд занятости с возложением на него ответственности за организацию в стране финансирования мероприятий по реализации политики занятости населения.
Предприятия, организации, учреждения и кооперативы независимо от форм собственности и хозяйствования производят ежемесячные отчисления в Государственный фонд занятости в размере 1 процента от фонда оплаты труда.
Утверждено Положение о Фонде занятости населения, образовано Правление фонда, ревизионная комиссия.
В ноябре 1991 года на базе Минтруда РСФСР и ГК РСФСР по занятости населения образовано Министерство труда и занятости населения РСФСР.
С годами менялись названия службы занятости населения, менялись их структуры, но суть их не претерпела существенных изменений.
Федеральная служба занятости была образцом нового государственного института, где удачно сочетался опыт административной работы квалифицированных кадров, перешедших из Минтруда России (бывший Государственный комитет СССР по труду) с энергией и энтузиазмом молодых специалистов, привлеченных на государственную службу из научных центров.
Созданы были модельные центры занятости (91-96 годы), где отрабатывались наиболее эффективные технологии обслуживания безработных граждан.
К середине 90-х годов удалось полностью компьютеризировать органы государственной службы занятости населения, повсеместно внедрить единую технологию обслуживания безработных. По существу, в те годы это была единственная социальная служба, использовавшая в работе прогрессивные технологии.
С 1 января 2001 года в связи с прекращением деятельности Государственного фонда занятости финансирование мероприятий по реализации политики занятости стал осуществлять Федеральный бюджет.
С 2007 года полномочия в сфере занятости населения переданы в субъекты РФ.
В Тувинской Народной Республике не было безработицы, как таковой и потому не было нужды в органах службы занятости.
В 1964 году в целях реализации единой государственной политики в области труда в республике был образован отдел по переселению населения Совета Министров Тувинской АССР.
Вновь образованную службу возглавил Юмбуу Андрей Байкараевич.
В 1968 году служба преобразована в Управление Совета Министров Тувинской АССР по использованию трудовых ресурсов, в функции которого входили вопросы зарплаты, решение социальных проблем, полной и эффективной занятости населения, обеспечение осуществления глубоких преобразований в труде, улучшения его условий. Руководителем Управления назначен Юмбуу А.Б.
В г. Кызыле и в крупных районах при исполкомах Советов народных депутатов Барун-Хемчикского, Дзун-Хемчикского и Улуг-Хемского районов были созданы отделы и бюро по трудоустройству населения.
В 1976 году данное управление преобразовано в Управление Совета Министров Тувинской АССР по труду, в 1979 году – в Государственный комитет по труду, руководителем которого был назначен Танаа Сергей Семенович.
Руководство республики приняло ряд важных документов для реализации «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о занятости населения» и Федерального Закона «О занятости населения в Российской Федерации», принятого 19 апреля 1991 года.
В феврале 1991 года Верховный Совет Тувинской АССР постановлением от 8 февраля 1992 года назначил Аракчаа С.Б министром труда Тувинской АССР, освободив его от обязанности председателя Госкомитета по труду.
Образовано 8 июля 1991 года Постановлением Совета Министров Тувинской АССР №224 «О Государственной службе занятости населения Тувинской АССР» Тувинское республиканское Управление по занятости населения.
Начальником нового органа назначен Монгуш Чаагай-оол Серенович, который работал заместителем председателя Тувинского республиканского Совета профсоюзов, имеющий большой опыт руководящей работы.
С этой даты ведет свою историю служба занятости Республики Тыва.
Утверждено Временное положение о Государственной службе занятости населения и Временное положение о Государственном фонде занятости населения Тувинской АССР, также поручено Управлению занятости населения и райисполкомам образовать районные центры занятости, выделить помещения, отремонтировать и оснастить их оборудованием (мебель, связь, оргтехника) для эффективной работы.
Этим же постановлением Республиканский центр по трудоустройству, переобучению и профориентации населения был преобразован в Кызылский городской центр занятости, первым директором которого стала Якушкина Л.М.
В структуру государственной службы занятости населения Тувинской АССР вошли Тувинское республиканское Управление по занятости населения, Кызылский городской и 14 районных центров занятости населения, которые были организованы в течение июля-августа 1991 года.
Управление занятости населения состояло из 6 отделов: организационный отдел, отделы фонда занятости населения, организации переобучения и профессиональной подготовки, организации работы с районными службами занятости, информирования и АСУ, начальника и 3 заместителя (один из них первый). Всего в Управлении работали 50 человек.
Кызылский городской центр занятости имел в штате 7 человек, Барун-Хемчикский, Дзун-Хемчикский, Улуг-Хемский, Тандынский, Кызылский районные центры занятости – по 3 человека, Бай-Тайгинский, Каа-Хемский, Тес-Хемский, Овюрский, Пий-Хемский, Монгун-Тайгинский, Эрзинский, Тоджинский, Сут-Хольский, Тандинский – по 2 человека.
Тандинский районный центр занятости возглавила директором Куулар Елизавета Михайловна с 16 сентября 1991 года по 27 октября 1992 года. С октября 1992 года по ноябрь 1999 года работала директором Куулар Зинаида Седип-ооловна.
Для комплексного подхода к решению проблем занятости с целью регулирования ситуации на рынке труда, в соответствии с законом о занятости населения была принята первая программа занятости населения Тувинской АССР на 1991-1995 годы, разработанная Восточно-Сибирским НИИ труда Министерства труда и социальных вопросов СССР, совместно с Министерством труда Тувинской АССР.
Основная задача программы – снизить напряженность на рынке труда на территории республики. Программа является эффективным организующим документом по решению этой проблемы, так как позволяет объединить усилия всех организаций, заинтересованных в стабильности рынка труда.
По результатам реализации первой программы занятости населения в 1992 году численность граждан, обратившихся в службу занятости по вопросам трудоустройства, составила – 4873 человека, с помощью службы занятости было трудоустроено – 2454 человека, создано 251 новое рабочее место, в общественных работах приняли участие – 208 человек, прошли профобучение по направлению органов службы занятости – 56 человек. Зарегистрировано безработными всего 336 человек.
Соответственно менялись названия службы: от Управления до Министерства, от Департамента до Агентства, от федерального до исполнительного органа республики, а территориальные органы в кожуунах в начальный период назывались отделами труда и занятости населения (ОТиЗН), затем – Центры занятости населения (ЦЗН), после Государственные учреждения центров занятости населения (ГУ ЦЗН). Сегодня это Государственные казенные учреждения центры занятости населения (ГКУ ЦЗН).
В марте 2001 года руководителем Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Республике Тыва назначен Чаж-оол Виталий Сергеевич.
Апрель 2005 года -Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Республике Тыва приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 марта 2005 г. №72-рк преобразован в Управление федеральной государственной службы занятости населения по Республике Тыва, где руководитель -Чаж-оол В.С.
Был принят 31 декабря 2005 года Федеральный закон №199 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий», в соответствии с которым полномочия РФ в области содействия занятости были переданы в ведение органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В октябре 2006 года приказом Роструда № 274 территориальные органы по вопросам занятости населения Федеральной службы по труду и занятости населения были преобразованы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с этим с 1 января 2007 года Управление федеральной государственной службы занятости населения по Республике Тыва реорганизовано в Агентство государственной службы занятости населения Республики Тыва. Директором назначен Чаж-оол В. С. В республике с 2009 по 2016 годы были реализованы мероприятия республиканской целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Республики Тыва», которые стабилизировали ситуацию на рынке труда

Август 2012 года – Указом Главы РТ от 28 августа 2012 г. №228 Агентство государственной службы занятости населения Республики Тыва преобразовано в Агентство занятости населения Республики Тыва, где директором назначена Конгар Алдын-Кыс Темир-ооловна.
Указом Главы Республики Тыва от 19 марта 2013 г. №70 «О внесении изменений в структуру органов исполнительной власти Республики Тыва» в целях формирования эффективной структуры органов исполнительной власти Республики Тыва, оптимизации и упорядочения выполняемых ими функций Министерство здравоохранения и социального развития преобразовано путем его разделения на Министерство здравоохранения Республики Тыва(министр Донгак О.Э.) и Министерство труда и социальной политики Республики Тыва (министр Ооржак М.Д, первый заместитель -Конгар А.Т).
Служба занятости республики достойно выполняет свою главную миссию – активного партнера и посредника между теми, кто ищет работу и кто ищет нужного работника.
Внедрены информационные технологии, для чего во всех центрах занятости населения установлена комплексная автоматизированная программа «Катарсис», рабочие места оснащены специальными программами, как «АИС Рострудконтроль», ИСКО «Консолидация отчетности» и др.

Министерство труда и социальной политики Республики Тыва © 2016
Яндекс.Метрика