Люди с ограниченными возможностями здоровья – обычные участники рынка труда
В Минтруде РТ прошло совещание с работодателями по вопросу трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места. Совещание прошло под председательством первого заместителя министра труда и социальной политики РТ Артыша Сата. С основным докладом выступила консультант отдела содействия занятости населения Людмила Хоюр-оол.
Сейчас нет необходимости объяснять или доказывать, что люди с инвалидностью должны наравне со всеми участвовать в жизни общества, трудиться со всеми и быть полноправными членами общества.
Раньше, всего лишь года 5-6 назад, действительно это было очень проблемным, почти непонятным и трудноразрешимым вопросом. Сейчас это не так. Благодаря тому, что вопросы занятости инвалидов находятся на особом контроле Президента Российской Федерации, очень многое стало понятным, и многие проблемные пути преодолеваются: меняется менталитет людей, очень многие знаменитости своим примером показывают, что стоит быть немного толерантным и высокосознательными.
В настоящее время, конечно же, проблем много, но это даже не проблемы, а недостатки, которые следует устранять.
Существенным недостатком при взаимодействии с работодателями по вопросам трудоустройства инвалидов является недостаточное понимание работниками отдела кадров и юристов организаций об ответственности, обязательствах работодателей понимать и принимать положения Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” в части трудоустройства инвалидов. Именно кадровики и юристы организаций и предприятий должны должным образом следить за приоритетами и ценностями, которые прививаются в обществе в настоящее время, и доводить об этих изменениях руководству.
Поэтому нужно вести ликбез среди работодателей, а работодатели среди своих работников. Многие из них боятся инвалидности, не знают, как обращаться с не очень здоровыми людьми. А потом существует много мифов о работниках с инвалидностью. Например, о том, что оформление на работу людей с инвалидностью создает много трудностей. На самом деле это не так. Процесс почти не отличается от трудоустройства обычного человека. На свободном рынке труда люди с ограниченными возможностями конкурируют на рынке труда практически наравне с остальными работниками
Отдельная работа в плане трудоустройства ведется в основном с “особыми” людьми – страдающими синдромом Дауна, аутизмом, психическими болезнями. “А люди на колясках – обычные участники рынка труда”.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации ставит первоочередной задачей субъектов РФ достижение до 2018 года показателей трудоустройства инвалидов в трудоспособном возрасте не менее 40% от общего числа инвалидов трудоспособного возраста. Достижение до конца 2020 года показателя трудоустройства инвалидов 50% от общего числа таких инвалидов.
Если у работодателей возникают сомнения или они недостаточно уверены в работниках есть ряд направлений в соответствии с которыми они могут выстроить свою работу с центром занятости населения.
В соответствии со статьей 26 Закона о занятости. Работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости.
Работодатель имеет прав получать от органов службы занятости бесплатную информацию о положении на рынке труда.
В соответствии со статьей 17 Закона Республики Тыва от 16 марта 2004 года № 608 ВХ-1 “О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите” Правительство Республики Тыва может предоставлять работодателям право выполнения квоты для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите, на основе размещения производственного заказа в специализированных организациях.
Производственный заказ, размещаемый в специализированных организациях, засчитывается работодателю как выполнение установленной квоты при условии обеспечения в течение отчетного периода занятости работающих в специализированной организации граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в количестве, равном установленной работодателю квоте.
В Республике Тыва установлена квота для трудоустройства инвалидов в 264 организациях на 1038 мест:
в 114 организациях с численностью работников более 100 человек – на 774 места;
в 150 организациях с численностью работников не менее 35 и не более 100 человек – на 264 места.
Из общего количества организаций, в которых установлена квота для трудоустройства инвалидов 14% организаций и предприятий размещают заказы в Учебно-производственном предприятии Всероссийского общества слепых. Предприятие выполняет социальную функцию – трудоустройство и профессиональная реабилитация инвалидов по зрению.
В числе организаций, которые разместили производственный заказ в УПП ВОС 29 государственных бюджетных учреждений, 8 коммерческих организаций:
Из них следующие организации г. Кызыла разместили заказ в УПП ВОС и будут считаться, что за отчетный период они выполняют квоту. Это 18 организаций: 14 бюджетных, 4 коммерческих.
Кроме того, в соответствии со статьей 18 Закона от 16 марта 2004 года № 608 ВХ-1 “О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите” предусмотрена государственная и муниципальная поддержка организаций, выполняющих квоты в следующем виде.
- Организации, трудоустраивающие лиц, особо нуждающихся в социальной защите, сверх установленной квоты, имеют право на налоговые и иные льготы, установленные федеральным и республиканским законодательством, нормативными правовыми актами муниципальных образований.
- Органы государственной власти Республики Тыва и органы местного самоуправления могут устанавливать в пределах своей компетенции льготы для организаций, выделяющих и создающих за счет собственных средств рабочие места для трудоустройства лиц, особо нуждающихся в социальной защите.
- Органы местного самоуправления могут предоставлять организациям в аренду на льготных условиях либо безвозмездно помещения для трудоустройства граждан в рамках установленной квоты.
- Организации, выполняющие квоту, установленную для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите, имеют преимущественное право на размещение государственного (республиканского) заказа при прочих равных условиях.
Надо отметить, что органы местного самоуправления могут брать на вооружение опыт Правительства РТ, Минтруда, по статье 18, в течение 2010 по 2015 годы было реализовано такое направление как возмещение расходов работодателя за создание оснащенного рабочего места инвалида. В течение этого периода было трудоустроено 202 инвалида, возмещены расходы работодателя на 13 млн. 710 тыс. рублей, в том числе из республиканского бюджета выделено 636 тыс. рублей.
Если у работодателя есть потребность в конкретной специальности, то центр занятости населения может специально обучить для работодателей работника на краткосрочных курсах.
Организация общественных и временных работ – такая форма временной занятости выполняет во многом и функции социальной поддержки безработных.
Организация общественных и временных проводится по договорам – в предприятиях, в организациях, учреждениях всех форм собственности.
Данный вид работ регламентируется Трудовым кодексом, Законом о занятости и административным регламентов в соответствии с которыми.
Работодатели открывают вакансии для выполнения работ на временные и постоянные работы, подают в Центр занятости населения заявку для поиска подходящих работников, указав специализацию, количество требуемых работников и размер оплаты труда.
Центры занятости населения направляют на открытые работодателями временные или вакантные рабочие места граждан, ищущих работу и безработных граждан, состоящих на учете службы занятости.
Согласно Трудовому кодексу работодатель заключает с работником срочный трудовой договор. По выполнении временных работ работодатель оплачивает заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда.
За счет средств из республиканского бюджета безработным гражданам органы службы занятости за участие в общественных работах перечисляют на расчетный счет материальную поддержку в размере 1190 рублей за 1 месяц работы, после предоставления работодателем акта выполненных работ и табеля учета рабочего времени.
Средний период привлечения безработных граждан во временных работах составляет 1 месяц. Схема, расчеты оплаты труда схема оплаты труда, размер оказания материальной поддержки у вас имеется на руках. А службой занятости за участие в программе безработным гражданам оказывается материальная поддержка в размере 1190 рублей за 1 месяц работы. За месяц вам необходимо предусмотреть на заработную плату не менее 7500 рублей.
За 1 месяц работы у вас вы можете присмотреться к работнику, определиться с выбором, сделать определенные выводы и взять работника на постоянную работу, вы можете воспользоваться этой программой до тех пор, пока не найдете подходящего работника.
При необходимости совместно с Обществом инвалидов Минтруд РТ поможет осуществить сопровождение.
При взаимодействии с профессиональными образовательными организациями поможем подыскать подходящего работника из числа выпускников образовательных организаций.
Т.е. хочется отметить, что наравне с тем, что имеются и жесткие меры воздействия, предусмотрена и государственная поддержка работодателей.
Теперь об ответственности работодателей.
Незаполнение квотируемых рабочих мест грозит работодателям санкциями и другие меры, связанные с участием работодателем в обеспечении занятости населения: запрет на распространение информации, содержащей дискриминационный характер и т.д. Лица, распространяющие информацию о свободных рабочих местах, содержащую ограничения дискриминационного характера, привлекаются к административной ответственности, установленной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, приходится по работе слышать как говорят, что как можно трудоустраивать инвалидов, когда даже здоровые люди не могут найти работать).
Кроме того, существуют НПА, где установление квоты для трудоустройства инвалидов предусмотрено в статье 21 Закона о социальной защите инвалидов – это федеральный закон. Обязанность работодателей ежемесячно предоставлять сведения о выполнении квоты предусмотрены в статье 25 Закона о занятости населения, а также в постановлении Правительства Республики Тыва от 21 мая 2009 г. № 217, если квота не выполнена, то предоставляет информация о свободных рабочих местах для инвалидов.
Можно зарезервировать необходимое количество рабочих мест, наиболее подходящих для граждан с инвалидностью (бухгалтера, кассиры, вахтеры, технички и т.д.) и организовать на них прием и сохранять такие места
Если ранее административная ответственность устанавливалась за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты (ст. 5.42 КоАП РФ), то 8 марта 2013 г. статья была расширена. В настоящее время административным правонарушением считается неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу людей с ограниченными возможностями. Были увеличены и размеры штрафов, налагаемые на должностных лиц за совершение этих правонарушений: теперь они составляют от 5 тыс. до 10 тыс. руб.
Повторимся, что работодатель обязан не только зарезервировать рабочие места для инвалидов, но и выполнить все необходимые действия для их заполнения. Кроме резервирования рабочих мест, создания специальных рабочих мест, работодатель обязан представить сведения о таких рабочих местах. Отсутствие данных сведений может стать основанием для проведения плановой проверки. Плановая проверка – согласовывается с Прокуратурой Республики Тыва и осуществляется под контролем Прокуратуры РТ. Результатом плановой проверки, если устанавливается правонарушение: то выдается предписание об устранении нарушений в сроки, либо составляет протокол, который направляется в суд, налагается административный штраф.
Таким образом, в связи с ратификацией Конвенции защите прав инвалидов в трудовых отношениях государство стало уделять самое пристальное внимание.
Работодатель должен выполнить все необходимые действия для заполнения квотируемых рабочих мест.
Кадровым работникам рекомендовано предоставлять в Центр занятости населения персональный список инвалидов работающих в вашей организации, т.к. это сейчас непосредственная часть работы с инвалидами. Если специалисты центра занятости населения имеют персональные данные о работающих и неработающих инвалидов трудоспособного возраста, то повышается качество принимаемых мер. Понимаем, что это дополнительная нагрузка на специалистов. Однако, несмотря на то, что идет масштабное переформатирование работы органов службы занятости населения, при этом увеличения штата работников не произошло, специалисты вынуждены, несмотря на большой объем работы, работать.
Вопрос трудоустройства и исполнения показателей набирает все новые обороты. Нам всем надо настроить свою работу, и вам, наши социальные партнеры, свою работу переформатировать необходимо.
Что касается государственных бюджетных учреждений – ход исполнения показателей теперь будет контролировать рабочая группа под руководством заместителя Председателя Правительства Республики Тыва Шолбана Ховалыговича Хопуя. Теперь рабочая группа по отдельном графику будет заслушивать всех участников, задействовать по исполнению Соглашения.
В завершении напомним слова писателя автора мотивирующих книг Луизы Хей «Когда мы принимаем решение взять на себя ответственность, мы перестаем бездарно тратить время, обвиняя время, людей и обстоятельства, то есть то, что не имеет к нам отношения».
Уважаемые работодатели вы должны стать примером, мы надеемся, что станете образцами, и в государственном, и частном секторах примером обеспечения равных возможностей для инвалидов. А вопросы трудоустройства это одна из проблем, которые мы в состоянии решить.