Подведены итоги деятельности Минтруда РТ за первое полугодие и поставлены задачи на предстоящий период
Сегодня состоялось заседание коллегии Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, где на повестку дня был вынесен вопросы, касающиеся итогах деятельности Министерства труда и социальной политики Республики Тыва за первое полугодие 2017 года.
Заседание прошло с участием членов коллегии, руководителей подведомственных учреждений Минтруда, заместителей глав администраций кожуунов по социальной политике, руководителей управлений труда администраций муниципальных образований и приглашенных.
Члены коллегии и приглашенные участники обсудили вопросы о причинах невыполнения «майских» указов Президента РФ, также о причинах низкой доли доведения сумм субсидий до коммунальных служб. Красной нитью прошел вопрос о ходе реализации приоритетного проекта Минтруда РТ «Шаги к благополучию».
В своем основном докладе министр труда и социальной политики РТ Людмила Тас-оол отметила о том, что в отчетном периоде текущего года работа Министерства труда и социальной политики Республики Тыва была направлена на решение социально значимых вопросов в области и трудовых отношений и социальной защиты населения, осуществлялась в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Тыва в области труда, занятости и социальной политики.
Одним из приоритетов государственной политики продолжает оставаться установление и обеспечение социальных гарантий в области оплаты труда.
По оценке среднемесячная заработная плата в республике (с учетом среднемесячного дохода от трудовой деятельности наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц) за 1 полугодие 2017 года составила 27050 рублей, что выше уровня аналогичного периода прошлого года на 4,0 %.
Продолжены меры по повышению заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных Указами Президента Российской Федерации.
В I полугодии 2017 года целевые показатели соотношения заработной платы, определенные Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597, достигнуты:
по педагогам общего образования образовательных учреждений. Соотношение к средней заработной плате в республике составило 131,5 % при плане 100 % или 35 583,0 рублей при плане 27 050 руб.,
по преподавателям учреждений среднего профессионального образования НПО и СПО (124 % при плане 95 % или 33538,1 рублей при плане 25 697,5 руб.),
педагогам, оказывающим услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (111 % при плане 100 % или 30210,1 рублей при плане 27050 руб.),
врачам (190,5 % при плане 180 % или 51523,7 рублей при плане 48690 руб.),
и среднему медицинскому персоналу (95,3 % при плане 90 % или 25774,6 рублей при плане 24345 руб.).
С учетом допустимого 5%-го отклонения целевые показатели по научным сотрудникам, социальным работникам и работникам культуры также достигнуты.
Более чем на 5% не достигнут целевой показатель по 3 категориям работников:
1. По педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений. По предварительным итогам I полугодия уровень соотношения средней заработной платы указанной категории работников в целом по республике к средней заработной плате в республике составил 86,9 % при плане 100 % или 23 699,4 руб. при плане 27 277 руб.
При этом, в 3 кожуунах: Монгун-Тайгинском (109,6%), Тоджинском (101,1%) и г. Ак-Довурак (104,4%) плановые показатели достигнуты (превышены), в пределах 5процентого допустимого отклонения отмечены в 2 кожуунах: в Сут-Хольском (95,2%), Тере-Хольском (97,2%), в остальных 13 кожуунах целевые показатели не достигнуты.
2. По педагогам дополнительного образования уровень соотношения среднемесячной заработной платы в целом по республике к средней заработной плате составил 73,8 % при плане 95% или 27 672,8 рублей при плане 35 630,7 руб.
Достижение планового значения показателя отмечено только в Тес-Хемском кожууне (96,1%).
В остальных 18 муниципальных образованиях допущено существенное невыполнение планового значения данного показателя.
3. По младшему медицинскому персоналу уровень соотношения среднемесячной заработной платы в среднем по республике к средней заработной плате в республике составил 62,3 % при плане 80 %.
Необходимо отметить, что не достижению целевых показателей способствует несбалансированность распределения финансовых средств на оплату труда отдельных категорий работников при реализации майских указов, отсутствие должного контроля и мониторинга.
Так, например при значительном недостижении целевых показателей по педагогам дополнительного образования во всех муниципальных образованиях отмечается существенное превышение значения показателя по педагогам общего образования:
Учитывая, что при расчетной потребности на повышение заработной платы отдельных категорий работников в 2017 году, составляющей 513 млн. рублей, необеспеченная источниками финансирования потребность составляет 351 млн. рублей, органам местного самоуправления необходимо принять безотлагательные меры по достижению установленных целевых показателей путем эффективного распределения финансовых средств на повышение оплаты труда работников образования и культуры и оптимизации сети образовательных организаций.
Данный мониторинг является оперативным и носит предварительный характер. Окончательные данные по оплате труда отдельных категорий работников определенных Указом будут выведены в августе текущего года.
Минтрудом республики работа по мониторингу будет продолжена.
Исключению фактов необоснованно высокой дифференциации заработной платы способствует реализация Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» об обязательности установления предельных размеров соотношений между среднемесячной заработной платой руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров (далее – руководители) и среднемесячной заработной платой работников государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий (в том числе казенных).
Федеральный закон ввел обязательность установления такого соотношения учредителями предприятий и учреждений в рамках размеров, которые устанавливаются по организациям субъектов Российской Федерации и муниципальным организациям – нормативными правовыми актами соответственно субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 18.02.2015г. №72 «О внесении изменений в постановление правительства РТ 12.12.2008 № 720» предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей республиканских учреждений и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) установлен в кратности от 1 до 3, заместителей руководителей, главных бухгалтеров от 1 до 2,5.
Аналогичные нормативные правовые акты должны быть приняты и на муниципальном уровне. В связи с чем Министерством были направлены письма о представлении до конца 1 квартала 2017 года копий указанных документов. До настоящего времени необходимая информация от органов местного самоуправления не представлена.
Кроме того, постановлением Правительства Республики Тыва от 15.02.2017г. № 60 утверждены Правила размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных учреждений РТ и государственных унитарных предприятий РТ. Согласно данному постановлению информация о среднемесячной заработной плате руководителя должна размещаться в сети «Интернет» не позднее 10 июня года, следующего за отчетным.
В настоящее время необходимая информация размещена в соответствии с установленными требованиями администрациями Монгун-Тайгинского, Пии-Хемского, Каа-Хемского, Чаа-Хольского, Тандинского, Эрзинского кожуунов, гг. Кызыла и Ак-Довурака, остальными кожуунами работа в этом направлении не проведена.
Социальное партнерство
Министерством труда и социальной политики РТ продолжается работа по развитию и совершенствованию социального партнерства в Республике Тыва.
Всего за 6 месяцев 2017 года уведомительную регистрацию прошли 121 коллективных договоров, изменений и дополнений к коллективным договорам.
Коллективными договорами охвачено 548 предприятий и организаций. По отраслям экономики наибольшее количество заключили коллективных договоров в учреждениях народного образования – 33,8%, здравоохранения-.26,3%, культуры-15,8%, социальном обслуживании-12,8% и разное -11,3% (ЖКХ, предприятиях бытового обслуживания, дорожном хозяйстве, сфере услуг и др.).
Не заключаются коллективные договоры в сфере строительства, торговли.
За аналогичный период прошлого года было заключено 132 коллективных договора (на 11 коллективных договора больше).
Просроченная задолженность по выплате заработной платы работникам предприятий и организаций по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 июля 2017 г. составляет 7652 тыс. рублей, включая АО «Тувгаз», находящийся на стадии банкротства (890,0 тыс. руб.). По сравнению с 1 июнем 2017 года задолженность уменьшилась на 635,0 тыс. рублей или на 8,3 %.
Задолженность действующих предприятий составляет 6762 тыс. рублей или 88,4 % от общей суммы задолженности (МУУП «Каа – Хемский» – 404,0 тыс. руб., ГУП РТ «Птицефабрика «Енисейская» – 4185 тыс. руб., ГУП РТ «Саяны» – 561,0 тыс. рублей, МУП «Чаян» – 309,0 тыс. рублей, МАУ «Алдын» – 1303,0 тыс. рублей).
Просроченная задолженность по заработной плате в учреждениях бюджетной сферы не имеется.
Охрана и государственная экспертиза условий труда
По предварительным данным Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва за 6 месяцев 2017 года зарегистрирован 31 несчастный случай на производстве (выше аналогичного показателя 2016 года на 3,3 % или на 1 случай), в том числе тяжелым исходом – 7 случаев (здравоохранение (1 случай), сельское хозяйство (1), гос. управление (1), жилищно-коммунальном хозяйстве (1), противопожарная служба (1), добывающая промышленность(2).
По предварительным данным Управления Федеральной службы Роспотребнадзора по Республике Тыва профессиональные заболевания по 1 случаю были зарегистрированы в сельском хозяйстве (хронический бруцеллез) и воздушном транспорте (хроническая двусторонняя тугоухость). Профзаболевания, ожидающие подтверждения обнаружены в производствах по добыче полезных ископаемых – 2 случая (радикулопатия); сельском хозяйстве – 1 случай (бруцеллез); воздушном транспорте – 1 случай (тугоухость).
Анализ типологии несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями и профессиональных заболеваний обусловлены не выполнением работодателями элементарных требований по охране труда: эксплуатация неисправного оборудования, нарушение правил безопасности, неудовлетворительная организация производственных работ, несвоевременное и некачественное проведение медицинских осмотров.
По данным предприятий, организаций республики за январь-июль 2017 г. специальная оценка условий труда проведена в 33 организациях (в аналогичном периоде 2016 г. – 17 организаций), которой охвачено 800 рабочих мест с численностью работников 928 человек (из них женщин – 588 работников, инвалидов – 2 работника), по итогам которой 248 рабочих мест признаны с допустимыми условиями труда, 552 рабочее место отнесено к вредным и опасным условиям труда и на них занято 637 работников (из них женщин – 439 работников, инвалидов – 2 работников).
Рекомендовано установить 637 работникам, занятых во вредных условиях труда повышенный размер оплаты труда; 210 работникам дополнительный оплачиваемый отпуск; 3 работникам сокращенную продолжительность рабочей недели.
В обучающих организациях в отчетном периоде прошли обучение и проверку знаний требований охраны труда 100 человек. Число обученных специалистов осталось на уровне прошлого года – 55 человек.
Уровень жизни
Основными индикаторами, характеризующими уровень жизни населения, являются денежные доходы в расчете на душу населения, начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Тыва и величина прожиточного минимума в расчете на душу населения.
Среднемесячная номинальная заработная плата в январе – апреле 2017 года составила в сумме 29727,2 рублей и выросла по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 8,6 процентов (в январе – апреле 2016 г. – 27375,5 руб.).
Высокие темпы роста заработной платы отмечены в здравоохранении и предоставлении социальных услуг – 31,3 процента, строительстве – 14,5 процента, деятельности по операциям с недвижимостью – на 13,0 процента, деятельности в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений – на 11,7 процента.
Среднедушевые денежные доходы населения составили 11506,1 рублей.
На повышение денежных доходов населения в январе-апреле 2017 году повлияло повышение пенсии 82,5 тыс. получателям пенсий и около 64 тыс. неработающим пенсионерам, более 12,0 тыс. получателям федеральных пособий на 5,4 %, повышение доходов у 1300 человек, в связи с их трудоустройством на 55 отдельную мотострелковую (горную) бригаду со средней заработной платой 25 тыс. руб.
Повышение денежных доходов, заработной платы и снижение величины прожиточного минимума оказали положительное влияние на снижение доли бедного населения.
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 1 квартале 2017 года по данным Красноярстата составила 53,8 процента от общей численности населения республики. Численность бедного населения снизилась на 26,8 тыс. человек по сравнению с аналогичным периодом 2016 года и составила 171,4 тыс. человек, что связано с повышением денежных доходов на душу населения и снижением величины прожиточного минимума.
Хотя произошло снижение бедного населения, но все-таки уровень бедности остается высоким (53,8 %).
Величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Республике Тыва по предварительным расчетам за 2 квартал 2017 года составила 9845 рублей, для трудоспособного населения – 10168 руб., пенсионеров – 7764 рублей и для детей – 10347 рублей и по сравнению с величиной прожиточного минимума за 1 квартал 2017 года она увеличилась на 109 рублей (1,4 %), для трудоспособного населения – на 177 рублей (1,8 %), пенсионеров – на 110 рублей (1,4 %), детей – на 95 рублей (0,9 %).
Рынок труда
В 2017 году центрами занятости Республики Тыва удалось сохранить положительную динамику по улучшению основных показателей, характеризующих ситуацию на регистрируемом рынке труда: несмотря на негативные показатели в целом по России и СФО, по итогам I полугодия 2017 года уровень безработицы снизился по отношению к предыдущему периоду на 0,2 процентных пункта и составил 16,9% (РФ- 5,3 процента, СФО – 7,2 процента).
Общее количество безработных снизилось на 3,7 процентов и составило 20,9 тыс. человек (май 2016 г. – 21,7 тыс. человек), уровень регистрируемой безработицы остался на уровне соответствующего периода 2016 года и составил 4,6 процентов. Количество безработных, зарегистрированных в центрах занятости населения, снизилось на 1,6 процентов и составило 5,7 тыс. человек (май 2016 г. – 5,9 тыс. человек).
В истекшем периоде высокий уровень общей безработицы (выше среднего по республике) сохранялся в муниципальных районах: Бай-Тайгинском – 41,3%; Барун-Хеичикском – 35,2%; г. Ак-Довурак – 31,2%; Каа-Хемском – 25,8; Улуг-Хемском – 22%; Тандынском – 21,1%; Монгун-Тайгиснкмо – 19,3%; Тес-Хемском – 18,5%; Чеди-Хольском – 18,2%.
В связи с непредставлением администрациями органов местного самоуправления Тере-Хольского кожууна и г. Кызыла социальных паспортов, на основании которых определяется данный показатель, сведения по этим муниципальным образованиям отсутствуют.
Для снижения безработицы в 1 полугодии 2017 г. и в рамках реализации приоритетного проекта Минтруда РТ «Шаги к благополучию» заключены соглашения со всеми муниципальными образованиями, которыми определены целевые показатели по уровню безработицы, формы и сроки отчетности для руководителей органов местного самоуправления.
Подписаны 4 соглашения с подрядными организациями, на основании которых трудоустроено 39 безработных граждан на объекты строительства.
При содействии центров занятости в I полугодии 2017 года нашли работу 5200 человек. Уровень трудоустройства составил 63,4% (значение показателя АППГ – 62,9%). Удельный вес трудоустроенных инвалидов, в общей численности граждан, относящихся к категории инвалидов, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, составил 78,0% (за АППГ – 62 процента).
За отчетный период статус безработного получили 5486 жителей республики, что сохраняется на уровне АППГ (5483 человек).
В течение 2016 года социальную поддержку в виде пособий по безработице, материальной помощи, стипендий, досрочных пенсий получили 27366 безработных граждан (в АППГ – 33425 безработных граждан).
По данным еженедельного мониторинга увольнения работников в связи с ликвидацией организаций, либо сокращением численности или штата работников, а также применения неполной занятости работников, за отчетный период 97 организаций уведомили центры занятости населения о предстоящем увольнении 342 работников. Фактически за отчетный период уволено 259 работника, из них трудоустроено 56 человек.
Легализация теневой занятости и скрытых форм оплаты труда, повышение уровня заработной платы и создание условий для своевременной ее выплаты, и тем самым увеличение поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, остается одной из основных задач Министерства.
В целях реализации поставленных задач было заключено Соглашение от между Федеральной службой по труду и занятости и Правительством РТ о реализации мер, направленных на снижение неформальной занятости в РТ, в рамках которого:
обеспечено доведение показателей по снижению неформальной занятости до муниципальных образований, а именно разработаны и утверждены показатели по снижению численности экономически активных лиц, находящихся в трудоспособном возрасте, не осуществляющих легальную трудовую деятельность в разрезе муниципальных районов и городских округов РТ;
обеспечено ежедекадное представление в Роструд данных по мониторингу результатов работы Республики Тыва по снижению неформальной занятости;
на 1 июля 2017г. обеспечено достижение 14,3% от контрольного показателя по снижению неформальной занятости в РТ на 2017г., что соответствует снижению численности экономически активных лиц, находящихся в трудоспособном возрасте, не осуществляющих трудовую деятельность, на 1835 человек.
На 2017 год перед центрами занятости поставлены задачи по выявлению 15600 вакансий, включая временные и общественные работы, легализации не менее 3750 неформально занятых граждан, трудоустройству 10240 человек.
В ходе решения поставленных задач центрами обеспечено проведение 241 рейда, в ходе которого легализована деятельность 1840 человек (АППГ-1076 человек), из них в разрезе отраслей экономики оптово-розничная торговля-1094 чел, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство-340 чел., строительство- 127 чел., гостиницы и рестораны-119 чел., здравоохранение и предоставление социальных услуг – 36 чел. и др.;
По результатам оценки контрольных целевых показателей по трудоустройству безработных граждан отмечается неудовлетворительная работа руководителей центров занятости:
Монгун-Тайгинского кожууна – трудоустроено 140 граждан (план за 1 полугодие 2017 года – 240 граждан), что составило 58,3% от планового показателя;
Тере-Хольского кожууна – трудоустроено 89 граждан (план за 1 полугодие 2017 года – 144 граждан), что составило 61,8% от планового показателя;
Улуг-Хемского кожууна – трудоустроено 229 граждан (план за 1 полугодие 2017 года – 310 граждан), что составило 73,9% от планового показателя;
Чаа-Хольского кожууна – трудоустроено 178 граждан (план за 1 полугодие 2017 года – 240 граждан), что составило 74,2% от планового показателя;
Тоджинского кожууна – трудоустроено 185 граждан (план за 1 полугодие 2017 года – 240 граждан), что составило 77,1% от планового показателя;
Пий-Хемского кожууна – трудоустроено 204 граждан (план за 1 полугодие 2017 года – 230 граждан), что составило 88,7% от планового показателя.
По остальным центрам занятости работа в данном направлении ведется на должном уровне.
Во II полугодии 2017 года работа по снижению напряженности на рынке труда Республики Тыва будет продолжена
Мероприятия по активной политике занятости
Для повышения занятости населения принимаются меры по поддержке предпринимательской инициативы граждан. Законодательно предусмотрены «налоговые каникулы» вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателям, применяющим УСН и ПСН, осуществляющим деятельность в производственной, социальной и научной сферах и сфере бытовых услуг (Закон Республики Тыва от 24 июня 2015 г. № 86-ЗРТ). Данным законом расширен перечень видов деятельности, подпадающих под «налоговые каникулы».
В отчетном периоде центрами занятости осуществлялось взаимодействие с работодателями по выявлению вакантных рабочих мест (должностей) и формированию республиканского банка вакансий в целях трудоустройства безработных граждан. В рамках основной деятельности центры занятости населения предлагали работодателям следующие услуги: подбор персонала по заявкам работодателей, оказание консультационных услуг, информирование, участие в мероприятиях, организуемых центрами занятости (круглые столы, семинары, проведение «Дней открытых дверей» и другие).
В целях информирования работодателей о положении на рынке труда, осуществляемой деятельности, реализуемых программах, центры занятости реализовали следующие мероприятия: разработка и издание справочно-информационных и методических материалов, размещение информации в средствах массовой информации и на официальном сайте.
Центрами занятости проводились Дни открытых дверей для работодателей в целях расширения социального партнерства, оказания консультационной помощи работодателям и работникам организаций по социально-трудовым вопросам, осуществлению экстренных мер по снятию социальной напряженности. Сотрудничество с предприятиями и организациями республики пополнило банк данных рабочих мест и должностей с начала текущего года на ____ вакансий.
Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия службы занятости с населением и работодателями являются ярмарки вакансий.
За первое полугодие 2017 года центрами занятости организована и проведена 20 ярмарки вакансий и учебных рабочих мест.
В июне т.г. подписано Соглашение между Правительством республики и акционерным обществом «БТК ГРУПП» (крупнейшим холдингом легкой промышленности России) о социально-экономическом сотрудничестве. Соглашение предусматривает создание компанией обособленного швейного предприятия в Туве. Реализация Соглашения также направлена на создание не менее 100 дополнительных рабочих мест, принимаются меры по трудоустройству выпускников, региональные члены Правительства республики распоряжением закреплены за учебными заведениями страны и республики, в части сопровождения в период обучения и содействия трудоустройству после завершения обучения. За 2016 год трудоустроено -759 выпускников, план на 2017 год- 810 человек
На профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование направлены 443 безработных граждан (в прошлом году за аналогичный период 421 безработный гражданин), из них: женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком – 46 человек, мужчин-274 человек, инвалидов – 3 человек, дети-сироты-5 человек, молодежь в возрасте от 16 до 29 лет-181 человек, многодетные родители-21 человек. Удельный вес граждан, направленных на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование в общей численности обратившихся в поиске работы, составил 5 процентов.
Особое внимание при реализации мероприятий активной политики занятости уделяется оказанию профориентационных услуг молодежи в их профессиональном самоопределении.
Социальные льготы и выплаты
В соответствии с федеральным и республиканским законодательством в республике предоставляются более 16 мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. Главная задача – обоснованность и своевременность их предоставления.
Общий объем предусмотренных финансовых средств, на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на 2017г., осуществляемых Минтрудом РТ составляет 608 119,1 тыс. рублей, по сравнению с аналогичным периодом 2016 года снизились на 7 080,1 тыс. рублей.
По состоянию на 01 июля 2017 года меры социальной поддержки в республике,, осуществляемые Минтрудом РТ получили более 48,5 тыс. человек, что меньше на 3,3 % чем в 2016 году (50,1 тыс. чел.)
Общий объем предусмотренных финансовых средств, на предоставление мер соцподдержки отдельным категориям граждан на 2017г. составляет 608 119,1 тыс. рублей, по сравнению с аналогичным периодом 2016 года снизились на 7 080,1 тыс. рублей, из них на:
– ежемесячные денежные выплаты ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам, лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, членам семей реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий направлено 66 372,9 тыс.рублей на 13 885 чел.;
– социальное пособие на погребение – 2 536,1 тыс. рублей на 374 чел.;
– обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан – 7283,0 тыс. рублей на 2189 чел.;
– обеспечение мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на оплату жилья и коммунальных услуг – 81808,4 тыс. рублей на 18848;
– компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт отдельным категориям граждан, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, выделяемой за счет средств федерального бюджета – 469,12 тыс. рублей на 28 чел.;
– дополнительной меры социальной поддержки в виде компенсации части затрат на проведение ремонта жилых помещений отдельным категориям граждан, проживающим в Республике Тыва, за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва – 100,0 тыс. рублей на 2 чел.;
– ежемесячная денежная компенсация военнослужащим ставшим инвалидами вследствие военной травмы, а также членам семьи военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы -5890,8 тыс. рублей на 116 получателей;
– компенсационные выплаты в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти-870,1 тыс.руб. на 51 получателей;
– компенсации страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) – 10,1 тыс. рублей на 11 чел.;
– обеспечение мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – 73,1 тыс. рублей на 7 чел.;
– обеспечение жильем ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов – 4 860,6 тыс. рублей на 7 чел.;
– обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг, из числа вдов участников ВОВ – 1 520,6 тыс. рублей на 2 чел.
К одной из мер социальной поддержки семей с низкими доходами относится и предоставление субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг. За отчетный период получателями субсидии по оплате ЖКУ стали 15352 семей, которым выплачено денежных средств на общую сумму 187613,0 тыс. рублей. Доля семей получателей субсидий в общей численности семей республики составляет по данным муниципальных органов социальной защиты 16%, а их удельный вес в общей численности малоимущих семей республики составил 47,9% (32058ед.).
В условиях не снижающейся задолженности по коммунальным услугам населения, и в первую очередь бедного населения, работа по наибольшему охвату субсидиями нуждающихся граждан, доведению сумм назначенных субсидий до поставщиков коммунальных услуг должна быть одним из показателей работы муниципалитетов. В связи с чем, нами Минтрудом будет инициировано включение данного показателя в перечень показателей эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления.
На сегодня органами социальной защиты населения на расчетные счета гражданам для оплаты ЖКУ перечислено денежных средств в сумме 187 613 тыс. рублей, из них доведено до коммунальных служб только 54,5% или рублей. Работа в этом направлении налажена на должном уровне Пии-Хемским, Тандинским, Улуг-Хемским, Чеди-Хольским, Тоджинским управлениями труда и социального развития и гг. Кызыла и Ак-Довурака, где практически все получатели субсидий направляют суммы субсидий на оплату коммунальных услуг через Народный банк. Не организовали такую работу и не принимают никаких усилий в этом отношении органы социальной защиты Монгун-Тайгинского, Тере-Хольского и Эрзинского кожуунов.
Наименьшая доля семей, оформивших субсидию на оплату ЖКУ наблюдается в Бай-Тайгинском, Кызылском, Пий-Хемском, Тес-Хемском, Тоджинском кожуунах и г. Кызыл.
Причинами малого охвата малоимущих семей субсидиями объясняется отсутствие соответствующего права на субсидию у самих малоимущих семей. В то же время, муниципалитеты должны принять все необходимые меры для содействия малоимущим гражданам в оформлении субсидии.
Социальное обслуживание
По состоянию на 1 июля 2017 года в системе социального обслуживания функционируют 9 организаций социального обслуживания, подведомственных министерству труда и социальной политики РТ. Это 5 домов-интернатов для престарелых и инвалидов общего типа, 2 психоневрологических домов-интернатов, 1 специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов и 1 комплексный центр социального обслуживания.
За отчётный период указанными организациями обслужено 1039 чел. (2016 г. – 1012 чел), им оказано 146546 социальных услуг.
В течение первого полугодия 2017 года дополнительно выявлено граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в услугах учреждений социального обслуживания 52 чел. (2016 г. – 48 чел.). Все граждане были приняты на социальное обслуживание и им оказаны необходимые социальные услуги и помощь.
За отчетный период рассмотрено 63 заявлений (2016 г. -72 заявлений) с просьбой о помещении в дома-интернаты. Все граждане определены на стационарное обслуживание.
По состоянию на 1 июля 2017 года очередность на получение социальных услуг в стационарные организации социального обслуживания отсутствует.
В течение периода на дому услуги получили 128 граждан пожилого возраста и инвалидов (2016 г. – 122 чел.). Им предоставлено 58008 социальных услуг. Совместно с медицинскими организациями, представителями Мэрии г. Кыщзыла и общественных организаций выявлено и оформлено на надомное социальное обслуживание 25 одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан. Принимаются меры по установлению и поддержанию связи с трудовыми коллективами, где ранее работали указанные лица. Оказано содействие в оформлении необходимых документов для помещения в дома–интернаты 12 одиноким пожилым людям.
В соответствии с индивидуальными программами предоставления социальных услуг гражданам, находящимся на надомном социальном обслуживании, предоставляются такие услуги по содействию в оказании медицинской помощи, доставке на дом обедов, продовольственных, промышленных товаров и медикаментов, сдаче вещей в стирку, химчистку, прачечную, уборке жилого помещения, ремонту жилья, оплате коммунальных услуг и другие.
Срочная социальная помощь оказана 96 гражданам из числа лиц без определенного места жительства и занятий.
При стационарных домах-интернатах действуют «мобильные бригады», которые призваны обеспечить стабильный доступ пожилых людей, проживающих в отдаленных сельских поселениях со слаборазвитой социально-бытовой и транспортной инфраструктурой, к социальным услугам.
В 2011-2012 гг. для функционирования «мобильных бригад» приобретено 11 единиц автомобильного транспорта на 5845,8 тыс. рублей (из них 2923,0 тыс. рублей-средства республиканского бюджета, 2922,8 тыс. рублей-Пенсионного Фонда Российской Федерации). За шесть месяцев 2017 году «мобильными бригадами» организовано 7 плановых выездов в сельские поселения, обслужено 79 пожилых людей, которым оказано 462 различных видов социальных услуг.
Продолжена реализация проекта «Социальное такси», услугами которого за отчетный период воспользовалось 52 пожилых граждан, в том числе для выезда в медицинские организации-39 чел., организации расчетов за жилищно-коммунальные услуги-13 чел.
Необходимо отметить, что с 2013 года с принятием региональных дорожных карт на федеральном и республиканском уровне уделяется особое внимание повышению качества и доступности услуг в сфере социального обслуживания. В этой связи внедрение и развитие новых инновационных форм социального обслуживания должны быть одним из приоритетных направлений деятельности социальных учреждений. С прошлого года реализуются социальные проекты, направленные на профилактику социального сиротства, поддержку семей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов, получившие поддержку Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Но считаю, что этого недостаточно.
Домами-интернатами не принимаются меры по внедрению стационарозамещающих технологий, таких как сестринский уход, «Услуги сиделки», «Парикмахерская на дому» которые на сегодня востребованы населением. Ресцентром «Поддержка» и отделениями надомного социального обслуживания кожуунных центров социальной помощи недостаточно развиваются такие формы поддержки для семей с детьми-инвалидами как «Няня на час», «Передышка». Несмотря на функционирование службы «социального такси» при домах-интернатах, широкого информирования о его работе нет. Население практически не знает о том, что действует такая услуга для маломобильных людей.
Несмотря на отсутствие очередности в дома-интернаты, в них отмечается скученность, особенно в психоневрологических ДИ. Надзорными органами по результатам проверок предписывается увеличить обеспеченность жилыми площадями маломобильных (колясочников) проживающих в домах-интернатах. В этой связи, развитие стационарозамещающих технологий в домах-интернатах способствовало решению этой проблемы. Министерством на второе полугодие поставлена задача по созданию института приемных семей для пожилых людей, решение которой также позволит эти вопросы.
Приоритетным направлением деятельности домов-интернатов в условиях недостаточного бюджетного финансирования должно стать развитие предпринимательской и иной доход деятельности. В то же время надо сказать, что предпринимательская деятельность должна быть направлена на развитие основной деятельности, а не в ущерб.
Развитие государственно-частного партнёрства в сфере социального обслуживания, поддержка социально-ориентированных некоммерческих организаций, оказывающих услуги в сфере социального обслуживания также является задачами, требующими незамедлительного решения. Минтрудом подготовлена необходимая нормативная правовая база по данным вопросам, оказывается помощь общественным организациям по различным вопросам. Но все же необходимо усилить информирование этих организаций, населения и предпринимателей о предусмотренной государственной поддержке.
Общественным советом при Министерстве труда и социальной политики Республики Тыва проведена независимая оценка качества предоставляемых услуг по социальной реабилитации и адаптации в обществе детей-инвалидов с отклонениями физического и умственного развития в Дерзиг-Аксынском психоневрологическом доме-интернате с детским отделением.
По итогам проведенной работы даны рекомендации учреждению о принятии мер по улучшению качества предоставляемых услуг, в частности по созданию комфортных условий проживания, приближенных к домашним, обеспечению открытости и доступности информации об учреждении.