Стратегия развития социальной защиты, занятости, труда и трудовых отношений до 2030 года

ПРОЕКТ

 

 

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ

ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Стратегия

развития социальной защиты, занятости, труда и трудовых отношений до 2030 года

г. Кызыл, 2018 г.

 

Содержание
Введение …………………………………………………………………………..3

Раздел 1. Цель Стратегии…………………………………………………………………… 7

Раздел 2. Конкурентные преимущества системы………………………………….. 7

Раздел 3. Вызовы, препятствующие развитию системы………………………… 8

Раздел 4. Задачи по преодолению вызовов………………………………………….. 9

Раздел 5.Ожидаемый результат (целевые показатели)…………………………. 16

Раздел 6. Финансовое обеспечение…………………………………………………….. 19

Приложение №1. Целевые показатели Стратегии……………………………….. 22

Приложение №2. План («дорожная карта») основных мероприятий по реализации Стратегии до 2030 года  ……………………………………………25

2

 

Введение

 

Нормативно-правовой основой разработки Стратегия развития социальной защиты, занятости, труда и трудовых отношений до 2030 года (далее – Стратеги) являются Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Закон Республики Тыва от 11 апреля 2016 года N 160-ЗРТ “О стратегическом планировании в Республике Тыва”.

Стратегия определяет приоритеты, целевые ориентиры, задачи и направления социально-экономического развития Республики Тыва на долгосрочную перспективу.

Целевые ориентиры Стратегии представляют единую взаимосвязанную систему целей, направленных на создание условий для повышение качества жизни граждан через создание условий для достойного труда и продуктивной занятости, повышение реальных доходов населения.

Стратегия служит основой для мероприятий государственных и муниципальных программ, среднесрочных прогнозов социально-экономического развития, бюджетов и законодательных инициатив.

Сроки реализации Стратегии: 2018-2030 гг.: Первый этап: 2018-2020 гг.; второй этап: 2021-2025 гг.; третий этап: 2026-2030 гг.

Тува относится к территориям с благоприятной демографической ситуацией. Численность постоянного населения в Республике Тыва ежегодно увеличивается в среднем на 2-3  тыс. чел. На 2016 г. она составляла 318,5 тыс. чел. и по прогнозам, основанным на экономико-статистическом моделировании, численность населения до 2030 года будет только увеличиваться, на что, безусловно, повлиял высокий коэффициент рождаемости. Растет и продолжительность жизни в республике. Так, если 11 лет назад (2006 г.) общая средняя продолжительность жизни населения республики составляла 58,2 лет, то в 2015 г. данный показатель возрос в целом до 63,13 лет, в том числе среди мужчин – 58,05 лет и женщин – 68,29, что считается самым высоким уровнем продолжительности жизни в республике, включая советский период.

Наряду с позитивными показателями, по-прежнему остаются неблагоприятными показатели, характеризующие уровень жизни населения республики.

В 2016 г. среднедушевые денежные доходы населения республики составили 14242,6 рубля, что ниже соответствующего периода 2015 года на 6,6%. Реальные располагаемые денежные доходы снизились на 14,1 процентных пункта и составили 85,9 процента к соответствующему периоду 2015 года (за 2015 год– 96,5 процента).

Отрицательная динамика обусловлена снижением доходов населения: за январь-декабрь 2016 года общий объем денежных доходов населения сложился в размере 45546,9 млн. рублей и снизился на 8,9%.

На уровень доходов также повлияла ценовая ситуация: на фоне снижения доходов увеличились цены. Уровень инфляции за 2016 год составил 4,3%, при этом цены на продовольственные товары с начала года выросли на 3,8%.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций в республике в 2016 г. составила 29 716,3 рубля (по России – 36746 руб.), что выше аналогичного показателя за предыдущий период на 4,7%(по России – на 8,0%).

Несмотря на увеличение начисленной среднемесячной заработной платы, её реальная величина в октябре 2016 г. составила 98,7% по отношению к предыдущему году; реальные располагаемые денежные доходы населения за 2015–2016 гг. снизились на 12,6%.

Численность населения в трудоспособном возрасте имеет устойчивую тенденцию к снижению, что объясняется «демографической ямой», образовавшейся в 90-х годах прошлого столетия. Важным негативным фактором в последние годы также стал рост значимости неформального сектора в экономике: доля «теневой занятости» увеличилось до 30 % в 2015 г. (13 место среди субъектов РФ), что является следствием недостаточного количества рабочих мест и общей неразвитости рынка труда.

Несмотря на существенное снижение, остаются высокими показатели безработицы по методологии МОТ (16,6 %) и официальной безработицы (4,2 %). Уровень общей безработицы в Республике Тыва превышает средние показатели по РФ (2015 г. – 5,6%) в 3,3 раза и в 2,4 раза – средний показатель по Сибири (2015 г. – 7,7%).

Высок удельный вес молодёжи и сельского населения в составе безработных. Так, в 2015 г. удельный вес молодёжи в возрасте от 15 до 29 лет в составе безработных составил 42,1%. Уровень безработицы среди сельского населения составил 21,1%, в то время как среди городского населения – 16,6%. Среднее время поиска работы безработными составило в 2015 г. 10,4 месяца, что на 2,7 месяца больше показателей по СФО; удельный вес безработных, ищущих работу более 12 месяцев, – 53,5%, что в 1,7 раза выше показателей по СФО.

Общей тенденцией является снижение числа занятых. Так, среднегодовая численность занятых в 2015 году снизилась по сравнению с 2011 г. на 4,1 тыс. чел., или на 4% (с 105,6 до 101,5 тыс. чел.). В то же время, для разных отраслей соотношение темпов падения объёмов производимой продукции и темпов изменения числа работающих варьируется весьма существенно, что отражает тенденцию значительного изменения структуры занятости населения. В 2011–2015 гг. число занятых в экономике снизилось на 4,6%, что в целом пропорционально снижению производства. При этом, несмотря на снижение реальной заработной платы в 2015 году на 9,5%, в этот же период наблюдается увеличение численности работающих на 0,4%, что свидетельствует о желании людей иметь постоянный источник дохода в условиях экономической нестабильности.

Растёт разрыв между доходами 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения: с 11,3 раза в 2011 г. до 11,9 раза в 2015 г.

По данным Росстата, в Туве отмечен самый низкий среднедушевой доход в 2016 г. (14034 руб.). Уровень бедности в Республике Тыва, который определяется как доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, в анализируемый период (2012-2017 гг.) является самым высоким и за 2016 г. составил 42,5 %, что почти в два раза больше чем аналогичные показатели всех регионов СФО России.

Анализ уровня бедности показал, что в связи с экономическим кризисом в России в 1998 году  (также называемый Дефолт), который был одним из самых тяжелых экономических кризисов в истории России, с этого периода данный показатель в республике неуклонно рос вплоть до 2000 года. Тогда начинается плавное падение доли населения с уровнем денежных доходов ниже прожиточного минимума, этот период характеризуется стабильным экономическим положением в Российской Федерации, высокими ценами на нефть и повышением уровня реальных доходов граждан. С 2010 г. уровень бедности вновь начинает расти, это связано с последствиями мирового экономического кризиса 2008 года и резким спадом экономики. В России последствия этого кризиса пересеклись с событиями 2014 г. со снижением цен на нефть с ведением против нашей страны экономических санкций. Таким образом, самый высокий показатель 77,9%  был достигнут в 2000 году, а самый низкий 29,6 % – в 2010 г. До 2010 г наблюдалась тенденция снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, после 2010 г. наблюдается рост уровня бедности. На сегодня негативный показатель уровня бедности в республике сохраняется.

В результате структурной перестройки экономики, сопровождающейся ликвидацией убыточных и неэффективных производств, произошло сокращение численности рабочих мест в отраслях промышленности и сельского хозяйства (по кругу крупных предприятий и крестьянско-фермерских хозяйств). За период с 2000 по 2005 годы доля населения, занятого в материальном производстве, сократилась с 61,7 до 54,7 процентов от общей численности занятых в экономике. Соответственно, в непроизводственной сфере доля подобного населения возросла с 32,3 до 45,3 процентов – с учетом перетока трудовых ресурсов из производственных отраслей государственного и муниципального сектора в систему здравоохранения, образования, социального обеспечения и частный сектор.

Как и в других регионах Российской Федерации, в Республике Тыва существует проблема “популяризации” высшего образования, что ведет к появлению на рынке труда невостребованных специалистов, таких как экономисты и юристы, испытывающих трудности с поиском рабочих мест. Экономические специальности становятся невостребованными как вследствие низкого качества образования, так и из-за того, что в республике ограничена их отрасль применения.

Также в республике ощущается недостаток кадров в сфере рабочих специальностей. Квалификация гидов и инструкторов вполне соответствует требованиям работодателей, в то время как качество подготовки специалистов по туризму, поваров, барменов, официантов, горничных остается на довольно низком уровне. Немаловажную роль играет при этом низкая мотивация к обучению этим специальностям. В результате возникает необходимость привлекать кадры из соседних субъектов.

Основная доля учащихся в учебных заведениях республики – из сельской местности. По окончании учебы большинство молодых специалистов предпочитают трудоустроиться на территории городов.

Такая ситуация способствует оттоку лиц трудоспособного возраста в соседние регионы, а также натурализации экономики.

По оперативным данным органов местного самоуправления из общей численности населения Республики Тыва 10,5%, или 33142 чел. составляют граждане  старше трудоспособного возраста, из них:

пожилых граждан[1] 20493 чел., из них 39,2% – мужчины, 60,8% – женщины,

старых людей-5345 чел., из которых 30,2% – мужчины, 69,8%-женщины,

долгожителей-166 чел., из них 19,9%-мужчины, 80,1%-женщины.

Существенно не меняется и статистика по численности инвалидов по республике.

Таким образом, процессы старения и инвалидизации населения Тувы обуславливают повышение потребности в предоставлении социальных услуг по социальному обслуживанию.

По состоянию на 01.01.2018 г. в системе социального обслуживания населения Республики Тыва 28 государственных учреждений социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах, из них 2 психоневрологических интернатов; 6 домов-интернатов для престарелых и инвалидов; 19 центров социальной помощи семье и детям и 1 комплексный центр социального обслуживания населения. В конце 2017 года в качестве негосударственной организации, оказывающей социальные услуги на дому семьям, воспитывающим детей – инвалидов, зарегистрировалась Кызылская городская общественная организация Тувинской республиканской общественной организации Всероссийского общества инвалидов.

Численность получателей социальных услуг в 2017 году составила 2920 чел. (в том числе по стационарной форме социального обслуживания-963 чел., полустационарах-1241чел., на дому-716 чел.).

В общей численности получателей социальных услуг, доля обслуженных негосударственным поставщиком государственных услуг совсем мизерна и составила 1,02% или 29 человек. Однако следует отметить, что получатели социальных услуг положительно оценили качество оказания услуг этой организацией. За счет привлечения в сферу социального обслуживания негосударственного поставщика значительно сократилась очередность на надомное социальное обслуживание по г. Кызылу. Вместе с тем, следует отметить, что востребованность в социальных услугах, оказываемых на дому в целом по республике высокая. Надомное социальное обслуживание, несмотря на малозатратность, является наиболее эффективной и приоритетной формой социального обслуживания.

 

Раздел 1. Цель Стратегии

Рассмотрев и проанализировав исходную социально-экономическую ситуацию республики, а также основные цели, задачи и приоритеты прошлых лет, можно выделить преимущества и недостатки региона, его возможности, а также обнаружить потенциальные риски, которые могут помешать его экономическому развитию, обозначить цели, задачи и результаты, которые должны быть достигнуты при реализации Стратегии.

Ключевой целью Стратегии является повышение доходов населения, снижение уровня бедности в регионе, развитие сферы труда и занятости для обеспечения благосостояния населения республики путем формирования развитого рынка труда, роста темпов создания новых рабочих мест, что создаст предпосылки для дальнейшего развития экономики республики, сокращения численности незанятого населения, максимальный территориальный и структурный баланс спроса и предложения рабочей силы, создание рынка социальных услуг, ориентированного на оказание социальной поддержки населению.

К 2030 году ожидаемая численность безработных прогнозно снизится до 10 тысяч человек, уровень общей безработицы – до 7% и соответственно доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составит 25% процентов от общей численности населения.

Также запланировано привлечь в сферу социального обслуживания на дому дополнительно не менее 12 негосударственных поставщиков социальных услуг, которыми будет оказано не менее 241920 ед. услуг около 2400 получателям социальных услуг.

Это обеспечит развитие рынка социальных услуг в указанной форме социального  обслуживания, повышение доступности предоставления социальных услуг гражданам, проживающим в сельской местности; достижение оптимальной нагрузки на одного социального работника от 9 обслуживаемых граждан, проживающих в городской местности, и при общем количестве оказываемых услуг не менее 200, или от 5 обслуживаемых граждан, проживающих в сельской местности в жилых помещениях, не имеющих коммунально-бытового благоустройства, и при общем количестве оказываемых услуг не менее 120.

 

Раздел 2. Конкурентные преимущества системы

Конкурентными преимуществами являются выгодное географическое расположение республики для развития международного рынка, высокий природо-ресурсный потенциал; преобладание земель сельскохозяйственного назначения, наличие мест добычи полезных ископаемых, свободных земель для развития животноводства и предоставления малому бизнесу, потенциала для развития сельского хозяйства, транспортных инициатив, строительного комплекса, производства экологической пищевой продукции, возможности для развития туризма и отдыха, экологическая чистота окружающей среды, проект по модернизации аэропорта находится в стадии завершения, выработан и реализуется план совместных действий с федеральной компанией «Россети» по обновлению энергосетевого хозяйства, на стадию промышленного освоения вышли крупные инвестиционные компании «Лунсин», «Тардан Голд», «Голевская горнорудная компания», «Тувинская энергетическая промышленная корпорация», «Межегейуголь».

Возможности: увеличение производства сельскохозяйственной продукции за счет развития малого предпринимательства; поддержка самозанятости граждан в сельском хозяйстве, инициатив инновационного характера, имеющие высокую социальную значимость, расширение услуг по производству мясо-молочной продукции, организации переработки и сбыта производимой продукции. Организация закупа излишков продукции у населения. Обновление основных фондов за счет внебюджетных средств (кредитов, собственных средств предприятий) и государственной и муниципальной поддержек.

Соотношение запросов рынка труда и перспектив развития экономики республики путем четкого выстраивания системы мониторинга и прогнозирования потребности трудовых ресурсов и формирования региональных дополнительных образовательных программ рабочих специальностей, в том числе в СУЗах и ВУЗах.

Создание условий для закрепления специалистов в сельской местности. На реализацию потенциальных возможностей положительное влияние могут оказать такие факторы как:

– развитие партнерских отношений с сопредельными субъектами Российской Федерации и иностранными государствами.

– реализация государственных  программ и социальных проектов, направленных на поддержку КФХ, ЛПХ и повышение эффективности сельского хозяйства, обеспечение профессиональными кадрами, строительство и приобретение жилых домов.

 

Раздел 3. Вызовы, препятствующие развитию системы

Вызовами, препятствующими развитию отрасли, являются:

  • транспортная оторванность субъекта, слабое развитие логистических путей сообщения, отсутствие железной дороги обуславливает его экономическую изолированность от остальной территории страны, тем самым, сужая рынок сбыта до внутрирегионального;
  • недостаточная сбалансированность рынка труда республики, когда 52 процента безработных граждан не имеют профессионального образования и не подходят на заявленные в районах вакансии учителей и врачей;
  • недостаточное количество вакантных должностей почти во всех отраслях экономики, когда при общей численности безработных в количестве 25 тыс. человек вакансии колеблются от 500 до 1500 единиц;
  • низкая трудовая мотивация граждан;
  • изменение налогового законодательства, увеличивающее налоговую нагрузку, ужесточение административных барьеров в разрешительной системе (строительство, сертификация, лицензирование и т.п.);
  • малый объем рынка является ключевым барьером для развития малого и среднего бизнеса в субъекте, отсутствие инновационного предпринимательства, невысокая инвестиционная активность, низкий уровень предпринимательской активности населения,
  • превышение расходов над доходами в объеме бюджета (дотационность), повышение степени дотационности территории, высокая социальная нагрузка на бюджет.
  • стабильный рост внутренней и внешней миграции.

 

Риски: На сегодняшний день основными рисками для развития республики являются:

– низкий уровень жизни населения. Сохранение высокой доли бедного населения в республике обуславливает сокращение внутреннего спроса как ограничитель развития сектора торговли. По душевому показателю оборота розничной торговли Тува занимает 83 место с показателем 68,6 тыс. руб. на человек, что в 2,3 раза ниже значения по стране в целом (по данным 2015 г.);

Раздел 4. Задачи по преодолению вызовов

В целом, проведенный анализ позволяет определить дальнейшие приоритеты, цели и задачи по повышения качества жизни населения Тувы.

На основании анализа ключевых факторов сформированы два сценария социально-экономического развития республики: пессимистический и оптимистический. Сценарии различаются степенью выполнения поставленных задач и интенсивностью социально-экономического развития республики  под влиянием внешних и внутренних факторов. Ввиду того, что пессимистический сценарий предполагает отсутствие развития, сохранение имеющихся негативных тенденций, оптимистический – повышение уровня и качества жизни населения, стабилизацию ситуации на рынке труда, рост традиционных для Тувы отраслей и появление новых, останавливаем выбор на оптимистическом сценарии, как наиболее приемлемом.

Пессимистический сценарий предполагает поддержание жизнедеятельности населения на территории Республики Тыва на прежнем уровне, сохранение имеющейся социальной, коммунальной, транспортной инфраструктуры, несмотря на возможные ухудшения социально-экономических условий в регионе и в стране целом.

Предполагается реализация необходимых мероприятий со стороны органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в пределах средств бюджета Республики Тыва. Со стороны федеральных и республиканских структур будет обеспечено предоставление минимального пакета государственных услуг, со стороны субъектов малого предпринимательства – отсутствие развития, сохранение тенденции к осуществлению той деятельности, которая приносит наибольший доход (розничная торговля, транспортные перевозки, сельское хозяйство и другое), уменьшение темпов роста сельскохозяйственного производства, уменьшение инвестиций в социальные объекты населенных пунктов, отсутствие заинтересованности в развитии Тувы ввиду снижения привлекательности республики для проживания и ведения хозяйственной деятельности.

При пессимистическом сценарии развития в республике будет происходить следующее:

– увеличится доля бедного населения и уровня безработицы в регионе;

– продолжится отток молодежи и трудоспособного населения;

– увеличится дефицит квалифицированных кадров;

– замедлятся темпы роста сельскохозяйственного производства;

– сократятся инвестиции в основной капитал за счет всех источников, включая снижение капитальных вложений в основные средства коммунальной инфраструктуры, наличие физически и морально устаревшего оборудования коммунального комплекса;

– предполагается реализация только небольшой части социально-значимых проектов и мероприятий, направленных на сохранение и поддержание существующей инфраструктуры за счет средств республиканского бюджета;

– снизится численности субъектов малого предпринимательства и занятых в экономике;

– ухудшится состояния жилищного фонда, увеличится показатель «ветхий и аварийный жилищный фонд», сократится строительство ввиду экономической нецелесообразности;

– снизится доступность качественных услуг образования, культуры, спорта, здравоохранения и социальной защиты и обслуживания.

Оптимистический сценарий характеризуется положительной динамикой и является наиболее предпочтительным вариантом дальнейшего развития.

Основные показатели социально-экономического развития республики  постепенно будут повышаться по всем пунктам. Активизируется развитие малого предпринимательства, что повлечет дальнейшее развитие сельского хозяйства, строительства, торговли и других отраслей экономики.

В сельском хозяйстве будут стабильно увеличиваться темпы производства зерновых культур, возродится животноводство. С инициированием бизнес-проектов в нетрадиционных отраслях и социальных проектов для республики появятся предприятия, создавшие совершенно новые направления.

Сохранится и начнет увеличиваться численность трудоспособного  населения за счет возвращения молодежи после получения образования, что положительно скажется на формировании базы квалифицированных кадров для повышения эффективности экономики республики и доступности качественных услуг социальной сферы. Прогнозируется развитие малых форм хозяйствования – фермерство, личные подсобные хозяйства, кооперативы, в первую очередь, в сфере производства сельскохозяйственной продукции (картофель, зерно, овощи, мясомолочное животноводство и птицеводство), как наиболее перспективного направления деятельности, в том числе и с целью обеспечения самозанятости населения.

В рамках оптимистического сценария определена реализация следующих мероприятий:

– увеличение производства сельскохозяйственной продукции за счет развития малого предпринимательства; поддержка самозанятости граждан в сельском хозяйстве, инициатив инновационного характера, имеющие высокую социальную значимость, расширение услуг по производству мясо-молочной продукции, организации переработки и сбыта производимой продукции.

-организация рынков сбыта сельскохозяйственной продукции;

– формирование системы региональных дополнительных образовательных программ рабочих специальностей, в том числе в СУЗах и ВУЗах.

-создание условий для закрепления специалистов в сельской местности, в том числе путем строительства жилья для молодых семей в рамках государственных и муниципальных программ;

– создание новых рабочих мест и легализация неформальной занятости;

– развитие государственно-частного партнёрства в социальной сфере, в том числе путем заключения концессионных соглашений на передачу объектов коммунальной инфраструктуры в долгосрочную аренду с обязанностью их высокотехнологической модернизации за счет инвестиций концессионера в течение периода использования имущества;

– увеличение удельного веса негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества организаций Республики Тыва всех форм собственности к концу 2030 г. до 9 негосударственных организаций.

В целом оптимистический сценарий развития предполагает достижение главной стратегической цели государственной социальной политики Республики Тыва, направленной на обеспечение социальной устойчивости региона, достойного уровня и качества жизни для каждого жителя Тувы.

Стратегическая цель включает в себя систему долгосрочных целей (целей первого уровня), одним из которых является развитие человеческого капитала и обеспечение комфортного проживания населения республики.

Для этого в республике сделано немало. Объем промышленного производства вырос с 2007 года более чем в 6 раз и составил по итогам 2016 года 18,4 млрд. рублей с ростом к уровню 2015 года на 49%.

На увеличение объемов промышленного производства повлияла деятельность по добыче полезных ископаемых. Выросла добыча полиметаллических руд на 66,8 %, угля – на 28,5 %, золота – на 2 %. Тремя угольными компаниями ежегодно обеспечивается поступление в бюджет республики налогов более чем на 100 млн. рублей. Сегодня добыча угля вышла на дореформенный уровень – более 1,3 млн. тонн в год. В 2006 году объем добытого угля составлял всего 684 тысячи тонны и с трудом покрывал потребность республики.

В настоящее время в Туве реализуется восемь крупных инвестиционных проектов с суммарным объемом инвестиций 350 млрд. рублей. В отрасли добычи полезных ископаемых в 2016 году индекс производства сложился на уровне 110,4%, что превышает российские показатели на 7,9 процентных пункта. Если промышленность является основным драйвером экономического развития региона, то сельское хозяйство в наших условиях – это основа жизни и труда для 46 % населения Тувы, и основа стабильности для всей республики.

По сравнению с 2006 годом, к 2016 – объем финансирования в сельское хозяйство вырос в 5 раз. Всего с 2007 года в сельское хозяйство вложено 5,5 млрд. рублей. Соответственно и вырос и объем продукции сельского хозяйства – в 2,5 раза. За 10 лет оно увеличилось почти на полмиллиона голов. Республика Тыва сохраняет свое лидерство в Сибирском Федеральном округе по численности скота на душу населения.

С 2013 года в республике реализуется проект «Одно село – один продукт», который стал матрицей для создания развернутой по всей республике сети мелких сельхозпроизводств. Его реализация позволила создать более полутора тысячи рабочих мест и налоговые поступления в бюджет. В 2016 году на основе точек роста проекта было создано несколько кластерных центров. Самые крупные из них: 2 – по мясопереработке на базе Сукпакского и Чаданского мясокомбинатов; 1 – по зерноводству в ООО «Туранское». В целом, при государственной поддержке с 2007 года сформирована инфраструктура переработки сельхозсырья по принципу кластеров, которая включает 17 мини-цехов по переработке и приему молока, 5 молочно-товарных ферм, 4 убойных цеха, 5 мини-цехов по выделке шкур и переработке шерсти, 4 мини-цеха по переработке рыбы, 3 овощехранилища с функциями логистических центров и 1 цех консервирования овощей.

Таким образом, восстановлена вертикальная кооперация в сельхозпроизводстве и создан стимул для развития крупных личных подсобных хозяйств. Гарантированный сбыт продукции – одно из главных условий успешности крестьянско-фермерских хозяйств. Особенно это важно для молодежи, участников губернаторского проекта «Кыштаг для молодой семьи», в рамках реализации которого создано 105 крестьянско-фермерских хозяйств, построены добротные кыштаги, включено в сельхозоборот 19 тысяч гектаров неиспользуемых земель, введено 3780 кв. метров жилья.

В рамках программы устойчивого развития сельских территорий в прошедшем году улучшили жилищные условия 93 молодые семьи, проживающие в селах, продолжается строительство общеобразовательной школы на 275 учебных мест в с. Кызыл-Мажалык. Продолжится строительство новых школ, детских садов и других социальных объектов.

Получили государственную поддержку и добиваются результата, повышая продовольственную безопасность региона ГУП «Моген-Бурен», Сукпакский мясокомбинат, СПОК «Аржаан», КФХ Тулуш, СПОК «Оргаадай», ООО «Туранское», хлеборобы Виктор Пирогов, Александр Боровиков, овощеводы Александр Желтухин и Геннадий Ким, Нина Кырлыг-Кара, выпускающая продукцию «Тыва ангора», Виктор Тунев, продвигающий продукцию под брендом «Травы Тувы» и многие другие.

В республике действуют 9 295 субъектов малого и среднего предпринимательства. За последние пять лет сумма господдержки на развитие малого и среднего бизнеса в республике составила 616,2 млн. рублей. Начиная с 2006 года только из республиканского бюджета объем государственной поддержки малого и среднего предпринимательства увеличился в 26 раз, соответственно, объем налоговых поступлений-с 88 млн. до 320 млн. рублей.

Одно из самых ответственных направлений работы для органов исполнительной власти – это создание благоприятного инвестиционного климата, удобных условий для ведения бизнеса, снижение административных барьеров. Сокращены сроки по регистрации предприятий, оформления земельных участков.

Успешным необходимо признать опыт государственно-частного партнерства в здравоохранении. В 2016 году на его принципах введен новый гемодиализный центр и централизованная клинико-диагностическая лаборатория. В сфере образования зоной особой ответственности определено обеспечение доступности и качества образования. Наращиваются темпы строительства детских садов, школ. Только в 2016 году сдано 5 новых детских садов. Помимо 6 новых школ, построенных с 2007 года, завершается строительство школы в Кызыле на 825 мест, на строительство новых школ из федерального бюджета запланировано выделение более 1,8 млрд. рублей.

Демографическая структура населения нашей республики имеет свои особенности. Бум рождаемости, особенно в 2010 году, наложил свой отпечаток и сегодня количество детей и молодежи составляет более 30% населения. Поэтому в республике сформирован комплекс мер, направленных на повышение качества образования детей, воспитания и обеспечения их востребованной профессией. Это проекты «В каждой семье – не менее одного специалиста с высшим образованием» «Успешный выпускник», открытие в Тувинском государственном университете военной кафедры, создание стройной системы военно-патриотической подготовки и другие.

Еще одна демографическая особенность, которая определяет социально-экономические приоритеты республики – большое количество многодетных семей. Их в республике 31 162, или 32 % от общего количества семей. Почти 98% многодетных семей в силу высокой демографической нагрузки попадают в категорию малоимущих. Именно на них была сконцентрирована социальная поддержка в виде проектов «Корова-кормилица», «Социальный уголь», «Социальный картофель». 369 малоимущих семей, в которых воспитывается более полутора тысячи детей, получили по корове с теленком. 5 тысяч семей получили семена картофеля и собрали хороший урожай – 300 тонн картофеля, более 100 тонн овощей. В 2016 году в первый раз был реализован проект «Социальный уголь», в рамках которого 680 сельских семей получили по 2 тонны бесплатного угля, еще 22 семьи из Тоджи и Тере-Холя получили дрова. Всем участникам проекта была возмещена часть затрат на электроэнергию. Практика точечной и конкретной помощи в рамках проектного управления будет продолжена.

На рынке труда отмечается снижение безработицы как общей, так и регистрируемой. Отмечен рост экономической активности населения, в 2016 году заняты в различных отраслях экономики и социальной сферы 107,2 тыс. человек или 83% экономически активного населения. Число безработных за 10 лет сократилась на 5 тысяч человек, уровень безработицы – на 4 процентных пункта. На фоне снижения был тревожный кризисный 2010 год, когда число безработных достигло 28,4 тысяч. В нынешней ситуации удалось сохранить стабильность и даже дать тенденцию к снижению. В начале года официальная статистика зафиксировала 21,3 тысячи со снижением к уровню 2015 г. на 8,2%.

В целях стабилизации и улучшения показателей уровня бедности  Министерством труда и социальной политики республики в текущем году реализуется проект «Шаги к благополучию», в рамках которого проводится обследование малоимущих семей для определения, во-первых, семей, нуждающихся в первоочередной помощи. Во-вторых, установления фактических причин и условий возникновения бедности: безработица, закредитованность, многодетность, выявить реальные масштабы скрытой занятости и скрытых (не учтенных) доходов. Результаты обследования зафиксированы и в настоящее время практически с каждой конкретной семьей отрабатываются мероприятия по выходу ее из тяжелого социально- экономического состояния.

Меры по повышению уровня и качества жизни населения будут продолжены. Реализация мероприятий будущей стратегии, направленной на повышение уровня и качества жизни населения Тувы, позволит обеспечить приток населения в республику, а для обеспечения закрепление населения в республике необходимо реализовать мероприятия по обеспечению доступности качественных услуг образования, здравоохранения, в области защиты социально уязвимых слоев населения, поддержания семьи, детства, молодежи, инвалидов, пожилых людей. Таким образом, будет преодолен кадровый дефицит, как на предприятиях малого предпринимательства так и в бюджетной сфере.

Следуя этим принципам, деятельность отрасли будет направлена на расширение адресности социальных выплат с внедрением социального контракта, когда к получателям социальной помощи будут предъявляться встречные требования, в том числе направленные на перевод на самообеспечение малообеспеченных трудоспособных граждан и их семей (путем получения профессиональных навыков, переобучения, активного поиска работы через службу занятости, участия в общественных работах, участия в программах реабилитации для лиц, имеющих проблемы со здоровьем, страдающих от алкогольной зависимости, и др.), профилактику и  снижение социального иждивенчества.

Для достижения поставленных Стратегией целей ежегодно планируется:

– прогнозирование отраслевыми министерствами и инвестиционными компаниями перспективной кадровой потребности до 2030 года с учетом реализации ряда проектов, где будет создано новых свыше 21 тысячи  рабочих мест (развитие минерально-сырьевой базы,  строительство теплоэлектростанции с тепловыми и электрическими сетями (ТЭС-2), строительства энергетического коридора Евро-Азиатского энергетического моста от Саяно-Шушенской ГЭС с поставкой электроэнергии в Монголию и Китай,  придание международного статуса аэропорту, создание многостороннего пункта пропуска Хандагайты-Боршоо);

– ежегодное включение заявок крупных инвестиционных компаний в целевую подготовку кадров с высшим и средним профессиональным образованием;

– увеличение перечня компетенций чемпионатов Вордскиллс  и Абилимпикс  для поднятия престижа рабочих профессий и проведение отраслевыми министерствами конкурсов профессионального мастерства;

– организация профориентационных мероприятий среди учащихся с целью определения списка единого государственного экзамена и обеспечения целевой подготовки кадров на востребованные рынком труда специальности;

– перепрофилирование учреждений профессионального образования требованиям рынка труда;

– организация краткосрочных курсов на базе  профучреждений;

– разработка новых форм занятости для граждан пожилого возраста;

– совершенствование системы социальной поддержки граждан с учетом изменения норм федерального законодательства и применения критерия адресности и принципа нуждаемости;

– развитие рынка социальных услуг во всех формах социального  обслуживания;

– внедрение в практику работы организаций социального обслуживания инновационных форм и методов, обеспечивающих возможность предоставления гражданам, в том числе страдающим психическими расстройствами, социальных услуг на дому и в полустационарной форме социального обслуживания;

– повышение доступности предоставления социальных услуг гражданам, проживающим в сельской местности;

– привлечение негосударственных организаций к предоставлению социальных услуг во всех формах социального обслуживания;

– формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, повышение уровня и качества их жизни;

– совершенствование законодательной и нормативной правовой базы Республики Тыва в части развития конкурентоспособной среды в сфере социального обслуживания;

– изучение передового опыта субъектов Российской Федерации по развитию государственно-частного партнерства в сфере социального обслуживания, адаптация успешных проектов к местным условиям и их внедрение;

– разработка и реализация мер по стимулированию негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей, желающих осуществлять деятельность по социальному обслуживанию граждан;

– проведение широкомасштабной  информационно-разъяснительной кампании в целях привлечения негосударственного сектора в сферу социального обслуживания.

 

Раздел 5. Ожидаемый результат

Развитие по стратегии динамичного развития, которую также можно назвать модернизационной, предполагает активное использование конкурентных преимуществ республики в секторе добычи минерального сырья, реализацию крупных инфраструктурных проектов, в т. ч. строительство железной дороги, создание экономического коридора Россия-Монголия – Китай, позволяющих наращивать производственный потенциал традиционных отраслей её специализации, осуществление модернизации и реиндустриализации экономики Тувы.

Модернизационный сценарий подразумевает постепенное приближение к среднему уровню социально-экономического развития по Сибирскому Федеральному округу. Объем частных инвестиций существенно увеличится благодаря достижению транспортной связанности, полноценной интеграции Республики Тыва в финансовую систему Российской Федерации и обеспечению благоприятного инвестиционного климата.

Предусматриваются кардинальные изменения процессов на рынке труда вследствие реализации масштабных проектов, формирования целевой экономической зоны в республике. При реализации стратегии динамичного развития возможно значительное снижение уровня общей безработицы до 7%,  снижение нагрузки незанятого населения на одну заявленную вакансию, рост потребности в труде.

Показатели развития социальной сферы будут динамично улучшаться за счёт значительного роста доходов республиканского бюджета, при этом объём предоставляемых социальных услуг будет выше, чем в консервативной стратегии. Сохранится высокий естественный прирост населения, который будет обусловлен также и притоком квалифицированных работников из других регионов. Уровень безработицы резко снизится за счёт масштабного создания новых рабочих мест и достигнет нормативного для рыночной экономики значения в 7% от численности экономически активного населения.

Создание благоприятных условий позволит привлечь в сферу социального обслуживания негосударственный сектор. В результате деятельности негосударственных организаций  и функционирования результатов проекта будет обеспечено повышение качества и доступности социальных услуг в сфере социального обслуживания и развитие конкурентоспособной среды в указанной сфере (увеличение количества негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги до 9, увеличение удельного веса граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных организациях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в организациях социального обслуживания всех форм собственности на не менее чем, на 10%).

Целевые показатели Стратегии по годам реализации представлены в приложении №1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Целевые показатели Стратегии

 

Наименование показателя Единица измерения Значение показателя
Базовый 2016 г. 20 18 г. 2020 г. 2025 г. 2030 г.
Среднедушевые денежные доходы населения руб. 14033,6 15810 17220,0 21500,0 32000,0
Реальные располагаемые денежные доходы населения  % к пред. году 85,8 102,0 100,3 103,0 108,0
Среднемесячная заработная плата на одного работника руб. 29828,2 32350,0 349950,0 38550,0 46400
Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума % 42,5 40,0 37,0 32,0 25,2
Количество негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги на дому ед. 0 2 4 6 9
Ликвидация очередности во всех видах социального обслуживания чел. 38 0 0 0 0

 

Уровень безработицы,% % 16,6 18,2 15,5 12,2 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

План («дорожная карта»)

основных мероприятий по реализации Стратегии до 2030 года 

 


п/п
Наименование
контрольной точки
Срок Вид документа
и (или) результат
Ответственный
исполнитель
Мероприятия, направленные на снижение уровня бедности населения
1. Подписание соглашений с органами местного самоуправления об обеспечении достижения в 2018 году плановых показателей снижения уровня бедности населения до 01.02.2018 г. Установление для муниципальных образований квоты по показателям уровня жизни и безработицы Органы местного самоуправления в РТ (по согласованию) (далее – ОМСУ)

Минтруд РТ

 

2 Подписание соглашений с органами местного самоуправления по снижению  нелегально работающих граждан до 30.01.2018 г. Установление для муниципальных образований квоты по легализации неформально занятых лиц ОМСУ (по согласованию)

Минтруд РТ

 

3 Подписание трехстороннего соглашения с налоговой службой и инспекцией труда по легализации трудовых отношений до 30.01.2018 г. Организация взаимодействия при проведении проверок и включение представителей налоговой инспекции в состав муниципальных комиссий по легализации неформальной занятости Минтруд РТ

 

4 Подписание соглашений с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, Министерством строительства и жилищно – коммунального  хозяйства Республики Тыва, Министерством дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва до 01.02.18 г. Выполнение квоты Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва 50 чел., Министерством строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва – 50 чел., Министерством дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва-100 чел. Минтруд РТ

 

5 Составление прогноза контрольного показателя по снижению неформальной занятости с помесячной разбивкой в разрезе муниципальных образований до 01.02.2018г. Организация ежемесячного мониторинга исполнения квоты Минтруд РТ

 

6. Трудоустройство безработных граждан на создаваемые рабочие места получателей мер государственной поддержки в 2017 г. (грантополучатели). до 30.12.2018 г. Проверка исполнения условий соглашений по созданию новых рабочих мест и легализация трудовых отношений Минтруд РТ

 

7 Трудоустройство (легализация)  безработных граждан на строительные объекты в рамках исполнения соглашения между Министерством труда и социальной политики Республики Тыва и Министерством строительства и жилищно – коммунального хозяйства Республики Тыва до 30.12.2018 г. Легализация трудовых отношений Минтруд РТ

 

8 Проверка строительных объектов в г. Кызыле на предмет выявления неформальной занятости до 01.12.2018 г.

 

Выявление случаев неформальной занятости и принятие мер, по легализации трудовых отношений Минтруд РТ

 

9 Трудоустройство (легализация) безработных граждан на дорожные объекты в рамках исполнения соглашения между Министерством труда и социальной политики Республики Тыва и Министерством дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва до 02.10.2018 г. Легализация трудовых отношений Минтруд РТ

 

10 Осуществлять проверки по соблюдению трудового законодательства в части выплаты заработной платы работникам организаций не ниже минимального размера оплаты труда на 2018 год до 29.12.2018 г. Уменьшение численности работников с размером оплаты труда ниже МРОТ ОМСУ (по согласованию)

Органы исполнительной власти РТ

Государственная инспекция труда в Республике Тыва (по согласованию),

Территориальное объединение «Федерация профсоюзов Республики Тыва» (по согласованию)

УФНС по РТ

(по согласованию)

Минтруд РТ (свод)

11 Организация и проведение ярмарок вакансий и учебных рабочих мест с целью обеспечения кадрами организации и предприятия республики ежемесячно Трудоустройство безработных граждан (Отчет 2-Т (трудоустройство)) Минтруд РТ, работодатели
12 Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального безработных граждан 2018 г. Трудоустройство безработных граждан (Отчет 2-Т (трудоустройство)) Минтруд РТ, работодатели
13 Содействие трудоустройству многодетных родителей 3 квартал Трудоустройство безработных граждан (Отчет 2-Т (трудоустройство)) Минтруд РТ, работодатели
14 Стажировка выпускников образовательных организаций 2018 г. Трудоустройство безработных граждан (Отчет 2-Т (трудоустройство)) Минтруд РТ, работодатели
15 Содействие самозанятости безработных граждан 2 квартал Открытие предпринимательской деятельности (отчет 2-Т (трудоустройство)) Минтруд РТ
16 Совершенствование структуры подготовки рабочих кадров и специалистов в учреждениях профессионального образования в соответствии с прогнозом потребностей рынка труда 3 квартал Обучение выпускников по целевому набору на заявки работодателей Минобрнауки РТ, Минтруд РТ, Минэкономики РТ
17 Мониторинг низкооплачиваемой занятости. Сбор информации об организациях, выплачивающих заработную плату ниже величины прожиточного минимума, установленной для трудоспособного населения       (в т. ч. на основе справок о доходах, представляемых гражданами для начисления субсидий на оплату ЖКУ), для направления в Гострудинспекцию в РТ и Прокуратуру РТ для принятия мер, предусмотренных законодательством 2018 г. Увеличение доходов низкооплачивамых категорий работников Минтруд РТ
Мероприятия, направленные на увеличение количества негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги на дому
18 Мониторинг реестра НКО ежемесячно Информационный портал Министерства юстиции Российской Федерации о деятельности некоммерческих организаций Минтруд РТ
19 Предоставление НКО информационной и организационной поддержки ежегодно Информационные статьи в различных СМИ, в официальной сети «Интернет», выпуск методических рекомендаций, буклетов Минтруд РТ
20 Организационная работа государственной поддержки НКО направленных на повышение уровня знаний и навыков работников НКО ежегодно Обучающие семинары, конференции, круглые столы, обмен опытом Минтруд РТ, поставщики социальных услуг, НКО
21 Содействие при получении финансовой поддержки при предоставлении грантов НКО на конкурсной основе различного уровня, в том числе при составлении заявок, положений и другой необходимой по условиям конкурса документации ежегодно Участие НКО в конкурсах различного уровня Минтруд РТ
22 Заключение договора между Минтрудом РТ и поставщиком социальных услуг ежегодно Договор Минтруд РТ, НКО
23 Документальное подтверждение поставщиком понесенных расходов при предоставлении социальных услуг ежеквартально Пакет документов, утвержденный постановлением Правительства Республики Тыва от 26 декабря 2014 г. N 614 «Об утверждении положения о размере и порядке

выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Республики Тыва, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), при получении у них гражданином

социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг

НКО
23 Выплаты компенсации поставщикам социальных услуг (НКО) ежеквартально Компенсация Минтруд РТ

 

 

 

[1] Согласно данным Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), возраст от 60 до 74 лет рассматривается как пожилой, 75 лет и старше – старые люди, возраст 90 лет и старше – долгожители. ВОЗ в 1982 г. выбрала возраст 65 лет как индикатор пожилого возраста.

The Author

Айдын Тулуш

admin

Министерство труда и социальной политики Республики Тыва © 2016
Яндекс.Метрика